Один фермер в поле не воин: объединяйтесь!
3 марта 2022, 12:53
В России кооперацию сельхозпроизводителей в сфере органического производства сегодня назвать жизнеспособной трудно; в основном, в эти объединения собираются фермеры ради господдержки или грантов, "по знакомству" или надеясь упростить сертификацию. Может ли это быть движущей силой кооперации? Сомнительно - стоит обратить внимание на зарубежный опыт, где даже самые небольшие фермеры образуют гигантские объединения, которые могут успешно конкурировать с холдингами. Как сегодня работают кооперативы в Европе и США, о преимуществах и проблемах отечественной кооперации Своему Фермерству рассказал Сергей Коршунов, председатель правления и исполнительный директор Союза органического земледелия, на live-беседе «Кооперация в органическом сельском хозяйстве»
Сельхозпроизводители объединяются в кооперативы по двум причинам: чтобы объединять усилия там, где это необходимо (в обработке полей тяжелой техникой, переработке, транспортировке, сбыте и других технологических операциях, которые сложно осуществлять самостоятельно), и ради получения дополнительных мер государственной поддержки, поделился Сергей Коршунов. По словам эксперта, в нашей стране на данный момент есть кооперативы, где некоторые участники ведут органическое сельское хозяйство, и все же пока не существует ни одного работающего объединения, полностью состоящего из сертифицированных «органических» участников, которые занимаются исключительно органическим производством.
Подходы к органической сертификации кооператива
В разных странах мира есть два подхода. В рамках первого один органический сертификат распространяется на всех участников кооператива. Согласно второму, сертификат должен иметь каждый участник кооператива, а сам кооператив при этом сертифицируется как самостоятельное юридическое лицо. В России как раз применяется второй подход, комментирует Сергей Коршунов, и каждый хозяйствующий субъект здесь должен проходить процедуру сертификации – то есть, кооперация в данном случае стоимость сертификации не уменьшит. «В некоторых странах есть PGS сертификация (Participatory Guarantee Systems), то есть взаимная сертификация производителей, – отметил эксперт. – Но в России легально её применять нет возможности. Поэтому, когда мы говорим об органическом сельском хозяйстве в России, речь идет о сертификации по ГОСТ 33980-2016 и о необходимости каждому хозяйствующему субъекту проходить эту процедуру подтверждения соответствующем в аккредитованном органе».
С точки зрения ФЗ №280, каждый участник кооператива должен пройти самостоятельно процедуру сертификации. Однако после этого можно сертифицировать и продукцию под брендом кооператива, уверяет эксперт. Это влечёт за собой определенный объём затрат и контроля над каждым участником и над всем кооперативом.
Производственный или потребительский
«Часто ко мне обращаются аграрии, которые хотят объединиться в собственный производственный кооператив, – говорит Сергей Коршунов. – Но на самом деле именно производственный кооператив никто из них не хочет – а стремятся они к кооперативу потребительскому. В чём же состоят отличия производственного и потребительского кооперативов? Производственный кооператив – это объединение граждан, которые занимаются сельскохозяйственной производственной деятельностью как физические лица, условно говоря, колхоз. Такие предприятия у нас есть. Особенно они распространены в несельскохозяйственных регионах – в "интенсивных" таких колхозов почти не осталось. Среди новообразованных кооперативов же чаще встречаются различные СПК».
Схема образования кооператива
Объединение в кооператив в органике и в обычном сельском хозяйстве происходит примерно одинаково. Если какое-то хозяйство выращивает зерно (гречиху, овес или любое другое), но планирует расшириться и заняться мукой, ему необходимо организовать помол зерна, упаковку и другие манипуляции, закупив мельницу, упаковочную линию и прочее оборудование. Небольшому хозяйству эти нововведения обойдутся в крупную сумму и дополнительные усилия. Получить грант или субсидию Минсельхоза у индивидуального хозяйства вряд ли получится – скорее всего, ему предложат объединиться в кооператив с другими производителями на условиях гранта/субсидии для членов кооператива, поясняет Сергей Коршунов. «Таким образом вы сможете сложиться и организовать на производстве обработку зерна. Поскольку для создания кооператива, как правило, требуется десять членов, то объединения обычно и состоят из такого количества людей – а на деле в дальнейшем в нем остаются только реально работающие предприятия. Такая схема работает и в органическом сельском хозяйстве. Если вы хотите, уже ведя сельскохозяйственную деятельность и имея сырьё, заниматься переработкой или обеспечить себе выход на дополнительные рынки, где нужна будет переупаковка в розничную тару, то это один из самых правильных вариантов, потому что помимо регионального Минсельхоза кооперативы имеют поддержку ещё и на уровне корпорации МСП. Кроме того, продукция кооператива имеет приоритет даже перед продукцией ИП и КФХ. Кооперативная продукция в нашей стране воспринимается как более интересная, да и люди испытывают к такой продукции дополнительную лояльность».
Уметь продавать
К сожалению, сейчас в нашей стране этой формой всё и ограничивается: сельскохозяйственное кооперативное движение, несмотря на государственную поддержку, не находит своего развития, сетует Сергей Коршунов. Связано это с тем, что в нашей стране очень трудно объединить сельхозпроизводителей. «Непросто это и в Европе, и в США, и все же там кооперативы куда больше, чем в России (1,5-3 тысячи участников; иногда даже более десяти тысяч участников). Эти кооперативы создавались, чтобы обеспечить более эффективную и выгодную для участников переработку, более качественный, прогнозируемый и более управляемый сбыт. Мало научиться производить продукцию – её нужно уметь продавать, а продукция в малых объемах торговле не интересна».
Объединение десяти фермеров ничего не дает
Как объяснил специалист, один небольшой фермер никогда не сможет конкурировать с крупным агрохолдингом ни по стоимости продукции, ни по технологической эффективности, ни по объёму применения научных разработок. По его мнению, как в Европе в 1950-1960-х, так и в России сегодня основная конкуренция – стоимостная, а не по качеству продукта: покупательская способность основной массы потребителей достаточно низкая, и люди отдают предпочтение более дешёвым продуктам. Для мелких же сельхозпроизводителей конкуренция по стоимости – одна из главных проблем, а объединение помогает повышать экономическую эффективность. «Только кооперация десятка фермеров ничего не даёт, – говорит Сергей Коршунов. – Такое мелкое объединение может только слегка расширить ассортимент за счёт появления более дорогого кооперативного оборудования. Для участников со всех сторон выгоднее и комфортнее большие кооперативы, где меньше неформальных взаимоотношений и соблюдается баланс – в них нет "паровоза", когда несколько производств тащат остальных на себе. В кооперативе на полторы тысячи членов есть наёмные сотрудники, регламенты, процедура распределения дополнительных прибылей, есть прописанные закупочные цены и все их придерживаются. Ценность одного участника там, конечно, ниже, но зато ценность технологических процессов, систем и процедур – гораздо выше. Производителю находиться там гораздо комфортней, он понимает, по какой цене кооператив приобретает продукцию, как он работает, какую дополнительную прибыль за участие в кооперативе по итогам года он получит. Формализация процедур позволяет влиять на выборные должности в кооперативе, а выборные должности определяют состав наёмных сотрудников и их качество. То есть, система становится более прозрачной, более управляемой, в отличие от системы, построенной на личных связях».
Крупный кооператив – интересный игрок на рынке
Сергей Коршунов рассказал, что у Союза органического земледелия в партнерах есть многие крупные кооперативы. «Например, Южный Тироль (австрийцы, итальянцы, швейцарцы), который производит яблоки. Этот кооператив объединяет порядка 1400 садоводов – это более 12% от всего европейского производства яблок, и порядка 30% производства яблок по региону. Ни одна из сетей не может игнорировать запросы от этого кооператива: он весомый игрок на рынке. Ещё один пример – кооператив Greenery (в него входят Голландия, Южная Африка и другие страны). Это не просто кооператив – это огромный агрохолдинг в другой форме. Он весь год обеспечивает полный ассортимент свежей овощной продукции, производители у них расположены повсеместно. Такой консорциум аграриев может конкурировать с кем угодно, том числе и по качеству продукции. Он может применять любые технологические новинки, не ограничивая себя ни в чем, потому что объём его продаж и банковской поддержки это позволяет. Для банков крупное объединение производителей гораздо интереснее мелкого: оно более устойчиво, оно очень интересный и перспективный игрок».
Контролируй себя сам
Для нас как для органиков, добавил эксперт, объединение производителей позволит работать с PGS сертификацией – в этом случае участники кооператива взаимно гарантируют, что производят более качественную продукцию, чем предприятия вне кооператива. Члены объединения проверяют друг друга в соответствии со своими внутренними требованиями. «Такая система взаимного контроля существует во многих кооперативах, как в развитых странах, так и в развивающихся. Аналогичные примеры есть в Китае, Иране и в других государствах. Наша же страна пропустила момент объединения мелких производств, поэтому сегодня, приехав в Индию, мы сталкиваемся с тем, что все самые мелкие фермеры здесь объединены в огромные кооперативы на полштата. Такая ситуация встречается и в бывших странах СССР», рассказал Сергей Коршунов.
Кооператив и государство
Проблему объединения в кооперативы преодолеть на практике очень сложно: чаще всего кооперативы, которые работают в России, фактически представляют собой объединение двух-трех небольших хозяйств вокруг одного крупного, который убедил их присоединиться к себе, отмечает Сергей Коршунов. Однако производителям, государству и потребителям нужно понять, что без объединения фермеры исчезнут как класс уже в течение десятилетия, либо будут вынуждены производить исключительно премиальную продукцию. «Мы говорим о тех, кто производит исключительно готовую к употреблению продукцию – садоводах, ягодниках, животноводах, – уточняет эксперт. – Для них, на мой взгляд, сегодня могут быть приоритетными только два направления: переход в органическое сельское хозяйство, что позволит сразу повысить статус и качество своей продукции, или крупная кооперация».
Текст: Людмила Старостина
Читайте также:
- «Органика» переживает Covid-19: успехи и борьба с мифами
- Как продают «органику»
- Почему мир заинтересовался здоровым питанием?
- Российская «органика» борется с гринвошингом
- Органическое сельское хозяйство как важный фактор защиты климата и экологии планеты
- Сертификация органического производства
- Как российские пастбища могут спасти мир от глобального потепления
Рекомендуемые товары
3 марта 2022
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка