Вернуться

Тимирязевка на связи

4 октября 2021, 10:37

В июне этого года «Своё фермерство» в тестовом режиме запустило для фермеров новый интересный сервис – «Удаленное консультирование». С его помощью аграрии могут получать персональные квалифицированные консультации специалистов Российского государственного аграрного университета – МСХА им. К.А. Тимирязева. Все общение происходит онлайн, через Telegram-канал. Пока что это первая, пробная версия сервиса – уже в ближайшее время будут расширены доступные тематики. Как рассказали разработчики, в первую очередь, появится возможность консультации по подбору техники для животноводства. Позже, когда основные процессы будут «обкатаны», сервисом смогут воспользоваться и все категории фермеров. Одними из первых протестировали возможности «Удаленного консультирования фермеров» Любовь и Михаил Козыревы, владельцы КФХ «Сад на Истре». 

«Сад на Истре» – это небольшое хозяйство с трехлетней историей. Площадь под плодовыми и ягодными культурами здесь занимает всего полгектара. Для Козыревых это КФХ – своеобразный университет, где они учатся искусству быть фермерами. Это достаточно непросто: для себя они выбрали путь органического земледелия, при котором средства защиты растений и удобрения можно использовать только биологического происхождения.

 

– В «Саду на Истре» мы постарались собрать все основные ягодные культуры: смородину, малину, клубнику, ежевику, – рассказала Любовь Козырева. – Есть у нас и вишни, и яблони. Работаем вдвоем с мужем, дети помогают. На нашей ферме есть одна особенность: мы против пестицидов, гербицидов и минеральных удобрений – работаем на органике.

 

С самого начала, с первого набора в «Школу фермеров», куда отправились Любовь и Михаил, они контактировали с Россельхозбанком. «В сельском хозяйстве мы чувствуем себя немного новичками, вот и захотелось побольше узнать. Посмотреть на живых коллег, – поясняет Михаил. – И может быть, понять, как получать гранты».

 

– Когда мы учились, – продолжила Любовь Козырева, – то, конечно, познакомились не только с фермерами, но и с организаторами школы. С тех пор в общем фермерском чате мы узнаем, когда Россельхозбанк затевает что-то новенькое: мероприятия, выступления интересных спикеров. Так в один прекрасный день мы узнали, что намечается пилотный проект: удаленные консультации с профессионалами – сотрудниками Тимирязевки. Это было поразительно. Учиться в Тимирязевке нам не довелось, и мы смотрим на нее, как на недосягаемый светоч знаний. Самим непросто раздобыть информацию о том, как выращивать ягоду. Мы изучили образовательную программу Тимирязевки, изучили рекомендуемую литературу, раздобыли все книги по ягодам доктора сельскохозяйственных наук Ольги Аладиной. И вот теперь на наши вопросы будут отвечать сами ученые!

 

Как рассказал Сергей Горбунов, UX аналитик сервиса  консультирования, Козыревым сделали персональное предложение воспользоваться ресурсом в тестовом режиме как фермерам, которые могут дать качественную обратную связь, ведь адресное предложение работает лучше рассылки. Получилось очень хорошо: Любовь не только протестировала сервис, задав консультантам несколько вопросов, но и составила его подробнейший аудит на нескольких страницах: привела скриншоты своего общения с чат-ботом и подробно разобрала «зацепившие» моменты. Например, она сразу столкнулась с тем, что, выбирая тему запроса, нельзя указать ягодные культуры. В ее отчете были отмечены неточности формулировок в чат-боте и программные сбои. Любовь Козырева своим разбором оказала неоценимую помощь для дальнейшего совершенствования сервиса. Для самих же фермеров сервис консультирования оказался неоценимым помощником и даже источником вдохновения.

 

– У меня есть десятилетний опыт выращивания ягод, – поделилась Любовь Козырева. – Но он чисто бытовой, дачный. А ведь между выращиванием трех кустов и полугектара ягод колоссальная разница. Конечно, на такое большое пространство сразу прилетели «покушать» вредители. Этим летом, к тому же, установилась сильная жара, и на ее фоне проявились такие проблемы, которых раньше не бывало: например, настоящие нашествия трипса и блестянки. Но мы же в органическом хозяйстве не можем обрабатывать растения убойной химией по схеме, как делают люди в таких случаях! Пусть мы не выиграем битву сейчас, когда все вышло из-под контроля, но нужно понять, как предупредить ситуацию в будущем. До сих пор каждый раз мы искали ответ в интернете, и порой на малонадежных сайтах. В новом сервисе же нам живые люди простым честным языком объяснили, что такое трипсы, и как с ними бороться, причем биопрепаратами – промышленными с биоактивными компонентами. И мы поняли, что в беде мы не одни, и что есть, у кого спросить совета.

 

Один из недостатков сервиса, который отметила Любовь Козырева, это анонимность эксперта:

 

– Выбрать специалиста здесь нельзя. Я задаю вопрос, а посредник уже перенаправляет его нужному специалисту. Но ведь лично я представилась, зарегистрировалась как «Любовь Сад на Истре». Кто же отвечает? Бот-регистратор. А хотелось бы поблагодарить человека. К примеру, есть сервисы консультантов, где каждый консультант зарабатывает свой рейтинг, и оценку свою ты пишешь не в пустоту. Работу агроконсультанта нужно поощрять.

 

Вопрос не такой уж простой. В данном случае, максимальная обезличенность специалиста – это принципиальная позиция Тимирязевской академии, рассказал Дмитрий Наумов, создатель сервиса «Телеагроном». В то же время, «Своему фермерству» хотелось бы давать некоторую информацию о специалисте: имя и рейтинг – это обеспечит большее доверие аграриев к консультации. Действительно, запрос о персоне отвечающего все чаще звучит от фермера, но как его сопоставить с пожеланием анонимности, высказанным Тимирязевкой? Над этим нужно думать.

 

– Подход сервиса нацелен на обеспечение максимальной эффективности для фермера, – поясняет Дмитрий Наумов. – Эксперт назначается каждый раз, исходя из сути вопроса и доступности экспертов. Основная цель платформы максимальная удовлетворенность фермеров, а потому  отвечать на вопросы будем дифференцировано: на сложные вопросы будут отвечать заслуженные и чрезвычайно опытные ученые, а с самыми простыми отлично смогут справиться молодые специалисты. Тут есть множество нюансов. В первую очередь, проработки требует механизм обеспечения качественной консультации – так, если завкафедрой даст максимально глубокий и понятный обзор проблемы, то аспирант или молодой специалист может неосторожным ответом нанести ущерб фермеру. Именно для этого в разработке участвует Московский физико-технический институт – они должны проанализировать и выделить наиболее критичные моменты. Кроме того, МФТИ занимаются предварительной модерацией и классификацией вопросов.

 

Что касается интереса Тимирязевской академии в участии в сервисе, то для нее это прямой канал сообщения с фермерами, говорит Дмитрий Наумов. Таким образом можно понять, какого рода запросы и проблемы видят сегодня аграрии. Кроме того, конечно, «Телеагроном» несколько позже будет монетизирован. Сейчас сервис работает в бесплатном режиме, а в дальнейшем каждая консультация будет стоить около ста рублей. Большая часть этой суммы будет идти экспертам.

 

– Я бы особенно хотел обратить внимание на то, что консультанты «Телеагронома» – живые люди, – акцентирует Дмитрий. – Им требуется время для погружения в вопрос, поэтому проблема не может быть решена в течение 15 секунд. Это значит, что самые «горящие» вопросы, требующие сиюминутного ответа, мы пока решать не готовы. Мы готовы заниматься планомерными вопросами, которые горят, но на их решение есть 1-2 дня. Мы собираем обратную связь, замечания, и дальше, с учетом пожеланий клиентов, будем расширяться и реализовывать более удобный канал связи, развивать другие тематики. Запустили тему по растениеводству мы именно летом, в самый горячий период, когда фермерам больше всего нужны консультации по аграрной части. Новые темы мы добавим, предварительно, в сентябре, а тиражирование сервиса в случае востребованности у фермеров видится в начале следующего года.

 

– В целом, сейчас нет проблемы с информацией. В принципе, ничего нового нам не сказали, – считает Михаил Козырев. – Вопрос заключается в доверии. В интернете слишком много противоречивых мнений по вполне конкретным вопросам, а в чате «Своего фермерства», как мы увидели, отвечают люди грамотные. По крайней мере, реагируют они быстро и формулируют точно. Благодаря их ответам у тебя в голове что-то укладывается.

 

Козыревы трижды воспользовались «Телеагрономом». Первая консультация касалась возделывания клубники.

 

– Я спрашивала, сколько органики нужно «запихнуть» в грядку, чтобы клубнике хватило азота, фосфора и калия на три года, – рассказала Любовь. – Можно ли это в принципе делать на три года вперед? И ответ был дан на высочайшем уровне. Благодаря ему мы поняли, хотя пока и не делали точных расчетов по килограммам, что вполне реально подготовить плантацию на три года вперед. Таким образом, мы сможем обойтись без баковых смесей, которые применяют в других хозяйствах. В органическом земледелии они недопустимы, подавать «по трубке» органику нельзя, трубка забьётся.

 

Второй раз Козыревы обратились к сервису с запросом о специальной литературе и получили развернутый список книг и других изданий по своей ягодной тематике. В третий раз фермеры спрашивали, как справиться с нашествием вредителей.

 

–  Благодаря подробнейшему ответу, мы поняли, что сейчас с трипсом ничего не сделаешь, – отметили фермеры. – Но зато теперь мы знаем, как вооружиться к следующему сезону: каким образом и чем обрабатывать кусты, как предупредить такую катастрофическую вспышку.

 

–  Эти консультации открыли нам горизонты, – продолжает Михаил. – Со следующей весны мы сможем сажать по-новому, и надеемся, что благодаря этому сможем перейти на большие объемы. Чтобы масштабировать нашу модель, нужно понять, как оптимизировать расходы времени. Если перейти с полугектара на пять гектар, сохранив наши сегодняшние технологии, нужно на порядок увеличить количество работников. Этого, конечно, экономика не выдержит.

 

– Мы маленькие фермеры. Пусть начинающие, но думаем, что таких много – и с животноводческими хозяйствами, и с растениеводческими. Все они, как бы это сказать, замкнуты сами в себе, – заключает Любовь Козырева. – И хоть мы и состоим в Московском крестьянском союзе, но ягодников там очень мало, и поговорить – проконсультироваться, поделиться опытом, не с кем. А в «Телеагрономе» есть живой отклик. И ты чувствуешь, что ты не один, что рядом люди, которые занимаются тем же. В Тимирязевке есть поля, опытные хозяйства, там работают не «книжные черви». И говорит с тобой наставник, который в такой же работе прошел дальше тебя. Своими ответами он помогает тебе ускориться. Вот почему мне самой захотелось сделать такой отчет, тем более что консультации меня потрясли: насколько человек вошел в мое положение и подробно ответил на вопросы.

 

– Мы поговорили в «Школе фермеров» с людьми – очень много историй, когда люди хватаются сразу за гектары. И часто возникают такие ситуации, что в начале пути деньги есть, а потом кончаются, и тогда начинается самое интересное. Мы боимся этого, с одной стороны, а с другой стороны считаем, что вся эта фермерская деятельность в первую очередь должна приносить счастье. И в нынешнем формате она приносит. А когда ты смотришь на большие хозяйства и видишь ребят, которые погрязли в кредитах, грантах, проверках, то крепко задумываешься. Поэтому мы учимся. Наши полгектара земли мы считаем университетом. Три курса мы уже прошли. Года два мы потренируемся и поймем, насколько мы готовы к большой жизни. А там, глядишь, и с большой землей сложится, – смеется Михаил.

 

В своем многостраничном отчете Любовь Козырева написала трогательные слова: «Прежде всего – огромное спасибо "Своему фермерству" и Россельхозбанку, если такой сервис станет возможным для фермеров. Потому что на разовые консультации очень трудно найти квалифицированного человека. Мне очень хочется, чтобы сервис был удобным и понятным, поэтому я с удовольствием его тестирую и надеюсь, что внесу свой небольшой вклад в это очень замечательное дело. Для меня – это просто "бомба"!»

Беседовала Людмила Старостина

 

фотография с сайта in-istra.ru

Рекомендуемые товары

Читайте там, где удобно!

Все новости и статьи с нашего сайта, всегда под рукой

tgvk

4 октября 2021

Поделиться в социальных сетях

tg
vk
ok
Хотите поделиться своим опытом или высказать мнение?

Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка

*Обязательные поля
Получайте свежие видео и статьи раз в неделю на свою почту
Легко, удобно, просто: открываем расчетный счет для бизнеса в Россельхозбанке
Удобные сервисы дистанционного банковского обслуживания, льготные программы кредитования, бесплатное открытие, выгодные условия для малого бизнеса и многое другое.
Как защитить свиней от зимних морозов: делимся опытом
Рассказываем, что нужно делать, чтобы позаботиться о свиньях зимой

© 2000-2024 АО «Россельхозбанк»

Генеральная лицензия Банка России № 3349 от 12 августа 2015

119034, г. Москва, Гагаринский пер., д.3.

E-mail: office@rshb.ru