Какую сельхозпродукцию импортирует Россия
11 мая 2023, 17:20
По итогам 2022 года доля импортных продуктов в нашей стране выросла на 4%, даже на фоне активного развития российского АПК и политики импортозамещения. Какие же продукты привозят в Россию из других стран – и почему отечественные аграрии их не производят или производят недостаточно?
Санкции и трудности логистики затруднили или импорт многих продуктов в Россию. По данным исследования аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети Finexpertiza, доля импорта России в продуктовом ритейле снизилась за последние 10 лет с 32% в 2012 году до 24% – в 2021.
Снижение импорта стимулирует отечественных производителей; за 7 лет импортозамещения большинство продуктов на полках магазинов перешли в категорию «сделано в России». По сравнению с 2013 годом самообеспеченность рыбой и рыбной продукцией выросла с 76 до 150%, сырами и сырными продуктами – с 51% до 76%, говядиной – с 49% до 84%. Россия полностью обеспечивает себя зерном, свининой, птицей, рыбой, сахаром, растительным маслом и другими основными видами продовольствия. Доля отечественной молочной продукции – 84%, овощей и бахчевых – 87%.
Однако заместить получается не все. Некоторые продукты в нашей стране не производят из-за несоответствия климатических условий. Например, тропические фрукты, чай, кофе, орехи, некоторые виды рыбы. Впрочем, это не все: помимо теплолюбивой экзотики, Россия импортирует сыры (32,5% в товарной структуре импорта продовольствии), растительные масла (17%), говядину и субпродукты (27,6%), овощи, фрукты и орехи (17%), напитки, включая алкоголь (9,9%), а также рыбу и морепродукты (6,3%).
Сыр в масле
С сыром сложилась интересная ситуация. С одной стороны, почти треть потребляемых в России сыров импортируется, а с другой – в 2022 году сыр стал основным молочным товаром, поставляемым за рубеж.
Просто факт: в России растет молочное производство. По оценке «Союзмолока», выработка товарного молока в нашей стране в 2023 году может вырасти на 3%, до 25,5 млн т. Объем молока, произведенного в сельскохозяйственных организациях и КФХ, растет, что стимулирует рост объемов переработки, производства и потребления сыра и сливочного масла в стране, а также экспорт молочной продукции. Так, в прошлом году по данным «Союзмолока», было вывезено 0,8 млн тонн сыра, что на 17% меньше уровня рекордного 2021 года – 1 млн тонн. При этом, с 2012 года объем экспорта сыра вырос в 2,5 раза. Сейчас Россия поставляет сыры более чем в 35 стран, в том числе дальнего зарубежья, такие как Китай и Монголия.
Расти будет не только экспорт. Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка прогнозирует, что в 2023 году потребление сыра увеличится с 7 кг на душу населения до 7,21 кг в год, а сливочного масла — с 2,8 кг до 2,9 кг на человека, а в ближайшие годы – до 3 кг. Рост произойдет за счет активного наращивания производства отечественных продуктов. Еще летом 2022 года российские производители сыра заявляли, что способны вытеснить импортную продукцию с отечественного рынка в горизонте 5–7 лет.
Россельхозбанк в начале 2023 года прогнозировал, что к 2030 году российские производители сыра могут занять 80% отечественного рынка, а объем выпуска превысит миллион тонн в год, так что у сыроваров и сыра в России прекрасные перспективы.
Хорошие горизонты и у растительных масел: в 2022 году в России собрали рекордный урожай масличных культур. Так, по данным Росстата, в 2022 году производство трех основных масличных культур составило 24,8 млн тонн против почти 23,3 млн тонн годом ранее. Валовой сбор соевых бобов увеличился на 1 млн тонн, до 5,8 млн тонн, рапса – более чем в 1,6 раза, до 4,5 млн тонн. Объем производства подсолнечника снизился до 15,7 млн тонн против 14,5 млн тонн в 2021 году. Причина – в дождливой осени, повлиявшей на темпы уборки.
Благодаря высоким урожаям и спросу на растительные масла на глобальном рынке, в России увеличиваются мощности по переработке. По состоянию на конец 2022 года отечественная масложировая отрасль была способна переработать порядка до 29 млн тонн сырья. Дополнительные мощности планируется создать в рамках проектов модернизации и расширения действующих производств. Например, в Иркутской области будет построен завод по переработке рапса, в Ростовской области уже начали строительство завода по переработке семян льна, а в Северной Осетии планируют построить завод по производству эмульгаторов. В ближайшие годы возможности переработки увеличатся еще на 2–3 млн тонн.
Одно из последствий увеличения урожаев масличных – перспективы импортозамещения в спортивном питании. По оценкам экспертов Центра макроэкономического анализа и регионального прогнозирования Россельхозбанка, биодобавки в виде спортивного питания в России потребляют порядка 1,5 млн человек. Объем потребления всех видов спортивного питания россиянами оценивается в 9 тыс. тонн в год. По прогнозам экспертов РСХБ, объем российского рынка спортивного питания в ближайшие 5 лет будет ежегодно расти в среднем на 4,5% и может составить 25 млрд руб. к 2028 году. Объем же потребления спортивного питания составит порядка 12 – 12,5 тыс. тонн в год.
При этом с 2018 года доля отечественной продукции года не превышала 10% от российского рынка спортивного питания. Однако этот российский рынок обладает большим потенциалом роста (за счет увеличения потребительского спроса на продукты из категории ЗОЖ и ПП – этот сегмент ежегодно растет на 8,5%), развитием ресурсосберегающих технологий и производства продукции из альтернативных видов сырья. На рынке происходит также импортозамещение сырья и продукции из Китая, США и стран Евросоюза.
Всего, как подсчитали в Минсельхозе, в 2022 году отечественная масложировая отрасль произвела 5,9 млн тонн подсолнечного, более 825 тыс. тонн соевого и почти 1 млн тонн рапсового масел. При этом по оценке Oleoskop, внутреннее потребление растительных масел в России с 2018 года сохраняется на стабильном уровне 3–3,2 млн тонн в год.
Почему же на их долю приходится 17% продуктового импорта? И снова – «упираемся в климат. Основная доля растительных масел, которые Россия завозит, это оливковое, пальмовое и продукты переработки некоторых других не растущих в России культур. Например, Россия ввозит более 1 млн тонн пальмового масла. Из них 97% из Индонезии, еще 3% из Малайзии.
Экзотическое масло применяется в производстве мыла и стеаринов, в том числе для косметических средств, а также кондитерских изделий. Замену подобрать ему сложно. Как говорят эксперты, небольшую часть могут заместить отечественные растительные масла, но возникают технологические проблемы, поскольку в целом производство уже отлажено на пальмовом масле.
Россия также импортирует оливковое масло – из Испании, Италии, Греции и Турции, которая успешно наращивает его производство и экспорт. По расчетам BusinesStat, в 2017– 2021 гг импорт оливкового масла в Россию вырос на 35,6%: с 20,1 до 27,3 тыс. тонн. В 2022 году, по данным Масложирового союза, объемы импорта увеличились до 25 тысяч тонн, и все же потребление оливкового масла в России остается на низком уровне – примерно 200 гр в год на человека. Для сравнения – подсолнечного масла средний россиянин потребляет до 20 кг в год.
Корова на дворе — еда на столе
В настоящее время, по говядине Россия импортозависима более чем на 20%. Ввозят ее в нашу страну из Беларуси, Парагвая, Аргентины и Бразилии, на эти страны приходится почти 90% импорта.
Причина нехватки российской говядины состоит в сокращении поголовья крупного рогатого скота. В 2022 году оно достигло исторического минимума — около 17 млн голов. Для сравнения, в начале 1990-х годов – 57 млн голов. В агентстве Emeat подсчитали, что в 2022 году выпуск говядины во всех категориях хозяйств снизился на 3,6% до 1,58 млн тонн.
При этом потребление говядины растет. По оценке Россельхозбанка, к 2031 году показатель может увеличиться до 14,1 кг на человека в год, а самообеспеченность, т.е. соотношение производства и потребления, сохранится на уровне 86%. Главным драйвером производства становится рост премиального сегмента – мраморной говядины, а также развитие экспорта с акцентом на Китай и Ближний Восток.
В целом по России доля специализированного мясного и помесного скота в структуре производства КРС на убой во всех категориях хозяйств выросла с 2% в 2008 году до 20% в 2021 году – до 562 тыс. тонн в живом весе. В ближайшие годы, по расчетам Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, производство продолжит расти на 0,5–1% в год, в первую очередь, за счет увеличения объемов производства в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах в сегменте разведения КРС.
Получается, что, несмотря на постепенный рост собственного производства, ожидать окончательного импортозамещения в среднесрочной перспективе не приходится, поскольку масштабных планов по наращиванию поголовья в отрасли нет. В то же время производители активно осваивают иностранные рынки. Так, по итогам 2021 года экспорт составил 37 тыс. тонн, что на 83,1% больше, чем за 2020 год. Главным потребителем российской говядины является Китай. Поставки выросли в 2,4 раза до 21,5 тыс. тонн, это более половины экспорта.
Почему российские производители не спешат наращивать поголовье мясного скота? Дело в том, что сроки окупаемости проектов превышают 10–12 лет: например, чтобы вырастить теленка до оптимального веса, требуется от 18 до 20 месяцев.
Решение проблемы Центр отраслевой экспертизы Россельхозбанка видит в объединении малых, средних и крупных форм хозяйствования в мясном скотоводстве. Кооперация позволит удешевить производство, сделать посильными инвестиции и снизить цены для конечного потребителя.
Вину не хватает винограда
Общий объем рынка вина в России в 2021 году составил 81 млн дал (декалитров), из них на импорт пришлось 39 млн дал. Как подсчитали в 2022 году эксперты Россельхозбанка, для полного удовлетворения внутреннего спроса на российское вино необходимо увеличить посадки винограда на 100 тыс. га.
Объемы производимого качественного российского вина уже сейчас обеспечивают потребность рынка более, чем наполовину. По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, доля рынка российских вин в потреблении выросла с 50% в 2019 году до 53% в 2021. Рост показателей связан как с представленностью большего количества продукции российских винодельческих хозяйств, так и с развитием внутреннего винного туризма – россияне смогли посетить действующие винодельни, своими глазами увидеть, как и в каких условиях растет виноград и ознакомиться с полным циклом производства вина от сбора до розлива и упаковки, тем самым через знание увеличилась лояльность населения к российским производителям вина.
Отечественные производители саженцев готовы обеспечить российских виноделов высококачественными российскими саженцами, по фитосанитарному состоянию превосходящие импортные.
Предусмотрена для виноделов и господдержка, в том числе через кредитные организации. Например, действует программа субсидирования процентной ставки по краткосрочным кредитам на срок до 12 месяцев для пополнения оборотных средств и по инвестиционным кредитам. Россельхозбанк предоставляет сельхозпредприятиям и КФХ льготные кредиты на производственные цели.
Чтобы рыбку съесть
Импорт рыбной продукции в Россию в 2022 году по данным компании Defa group уменьшился на 31,3% по сравнению с показателем 2021 года – до 387 тыс. тонн, и это хорошая новость для российских рыбопромышленников. Как считают в отраслевой Всероссийской ассоциации (ВАРПЭ), отечественным производителям удалось добиться импортозамещения, а также наладить контакты с новыми внешнеторговыми партнерами вместо компаний из недружественных стран.
Так, из-за остановки поставок с Фарерских островов импорт лососевых снизился на 6,1%, но российские переработчики и ритейлеры переориентировались на отечественную продукцию. По данным Росрыболовства, в 2022 году лососевые вышли на первое место по объему товарного выращивания в стране. В минувшем году российские рыбоводы произвели 154 тыс. тонн лососевых, что на 12,6% больше результата 2021 года. В том числе производство семги выросло почти на 50% до 22 тыс. тонн.
При этом импорт некоторых видов продукции вырос. В том числе свежемороженой и охлажденной форели (на 69,6% и на 9,1% соответственно) и кижуча (на 29,3%), филе белой рыбы выросли (на 140,3%), до 26,5 тыс. тонн, хека (на 5,4%). Справедливости ради отметим, производство форели российские рыбопромышленники в прошлом году нарастили на 5,8%, до 70,7 тыс. тонн.
Так что, скорее всего, и по этим видам рыбы можно ожидать скорого импортозамещения. Тем более, что в целом производство аквакультуры в России выросло на 7,5% и в 2023 году позитивная динамика производства может сохраниться, эксперты прогнозируют рост на 5-10%. Например, впервые в нашей стране начали выращивать крабов: объем их производства составил почти 100 тонн.
Россельхозбанк прогнозирует: в 2023 году объем производства аквакультуры в России будет увеличиваться, в том числе за счет государственной поддержки и предоставляемых бизнесу субсидий, и к концу года достигнет 430 тыс. тонн, а к 2030 году производство товарной аквакультуры вырастет до 620 тыс. тонн.
Мешает развитию отрасли сильная зависимость от зарубежных поставок кормов, рыбопосадочного материала и оборудования. В Центре отраслевой экспертизы Россельхозбанка считают, что проблемы с кормами для аквакультуры, особенно для средних и малых предприятий, будут решены за счет запуска до 2030 года девяти новых заводов по производству кормов.
Смотрите также:
- О новых особенностях уплаты косвенных налогов от импорта
- Россия может ограничить ввоз пестицидов, чтобы стимулировать импортозамещение
- Мошенничество недопустимо, или Почему ограничили импорт пчелопакетов из Узбекистана
Заходите на фермерский маркетплейс , здесь вы сможете найти свежие деревенские продукты, а также продать излишки производства.
Рекомендуемые товары
11 мая 2023
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка