РСХБ лого

Своё

Фермерство

Закупки

Сравнения

Избранное

Чаты

Корзина

Экосистема

...

Стать продавцом

Россия

Вернуться

Ремонт сельхозтехники своими силами: в России необходимость, на Западе недоступная роскошь

14 июля 2023, 07:00

Апрель этого года для фермеров США был ознаменован настоящим историческим событием: Колорадо стал первым штатом, принявшим закон о праве на ремонт в сельском хозяйстве. Это значит, что аграрии здесь теперь имеют право ремонтировать сельскохозяйственную технику и оборудование собственными силами. Раньше любое «несанкционированное» вмешательство в агрегаты, машины и IT-программы наказывалось по суду. Разберемся, что же такое движение Right to Repair (или как его называют в США, R2R), откуда оно родом, как работает сегодня противоправный закон и что именно произошло в апреле 2023 года

Право на ремонт — это законное право владельцев любых устройств и оборудования свободно, по желанию ремонтировать и даже модифицировать такие коммерческие продукты, как автомобили, электронику и сельскохозяйственное оборудование. Однако это право в ряде стран сталкивается с требованием использовать сервисные услуги исключительно производителя техники, «урезанием» доступа к инструментам и компонентам техники для ремонта, а также с программными барьерами.

 

Производители утверждают, будто изменение существующей практики с помощью нового закона заставит компании раскрывать коммерческую тайну. Они также говорят, что таким образом фермерам будет проще «мухлевать» с программным обеспечением, незаконно увеличивая мощность, и обходить контроллер выбросов, рискуя безопасностью операторов и окружающей средой.

 

Куда ведут эти препятствия? Конечно, к повышению расходов пользователя техники; потом, они вынуждают потребителей использовать одноразовые устройства вместо того, чтобы ремонтировать более качественные и долговечные. Особенно остро вопрос права на ремонт техники стоит в США, Канаде, Евросоюзе, Индии и Австралии. Во всех этих странах существует общественные движения, оказывающие давление на правительства с целью принятия закона, который бы защитил право пользователей техники на ремонт.

 

Отдельно оговариваются четыре критических аспекта права на ремонт:

  • устройство должно быть спроектировано и сконструировано так, чтобы его легко можно было ремонтировать;
  • конечные пользователи и независимые поставщики услуг ремонта должны иметь свободный доступ к оригинальным запчастям и необходимым инструментам (не только физическим, но и к программному обеспечению) на справедливых рыночных условиях;
  • ремонт техники и оборудования должен быть возможен по замыслу проектировщика, и программное обеспечение не должно его затруднять;
  • производитель должен четко сообщить о ремонтопригодности устройства.

 

В борьбе за право на ремонт цель стоит одна: позволить пользователю ремонтировать свою технику, а не покупать новую – и сделать этот самый ремонт более доступным. Это приведет к более устойчивой экономике и сокращению электронных отходов (а эта тема уже много лет волнует, как это принято сегодня говорить, коллективный Запад).

 

Купи трактор, но не смей его трогать

 

Сегодняшнее сельскохозяйственное оборудование в основном сложное. Например, большинство тракторов подключены к Интернету, и если что-то в них ломается, для диагностики и устранения проблемы требуются специальные инструменты и программное обеспечение. Компании, производящие трактора, кроме того, владеют правами на информацию и, конечно, на инструменты, необходимые для устранения неполадок.

 

Во многих случаях аграрные машиностроители запрещают фермерам производить ремонт своими силами. Фермерам необходимо обращаться к официальным дилерам для ремонта: в гарантийных обязательствах оговаривается запрет на привлечение для ремонта третьих лиц. В ответ на эту ситуацию разрабатываются законы о праве на ремонт, призванные вернуть потребителю контроль над собственным оборудованием. Именно над собственным; пока же получается, что, покупая технику, пользователь не получает ее в собственность, а фактически берет в аренду за огромные деньги. Дилеры и производители оказываются абсолютными монополистами на ремонтном рынке. Чего же хотят фермеры? Просто чтобы их трактора и комбайны работали без долгих простоев – ну, и не вылететь в трубу с ценами на ремонт, конечно.

 

Почему право на ремонт важно для фермеров?

 

Потребителей любой техники, от мобильных телефонов до крупных сельскохозяйственных машин поощряют покупать недешевые продукты, которые может обслуживать только монополист-производитель. Однако право на ремонт для фермера играет большую роль, чем в любой другой сфере.  

 

Дело в том, что большая часть современного сельскохозяйственного оборудования компьютеризирована, подключена к Интернету и зависит от авторизованного программного обеспечения и инструментов для ремонта. Таким образом, на починку даже самой несущественной поломки тратится очень много времени, что приводит к катастрофическим последствиям для земли и бизнеса. Фермеры стран, где законодательно ограничено право на ремонт, часто сталкиваются с огромными суммами за наладку техники уполномоченными агентами.

 

В растениеводстве каждая минута на счету; все полевые работы жестко привязаны не только к сезонам, но и к смене стадий вегетации растений, простой техники даже в день-два может сильно подкосить бизнес. Однако ремонт у дилера не настолько жестко привязан к срокам: бывает, проходит до недели, прежде чем сервисники только приедут в хозяйство, что же говорить о ремонте. А если трактор или комбайн не починят быстро, последствия для фермера в разгар сева или уборки могут быть катастрофическими.

 

Множество компаний – производителей сельхозтехники вынуждают фермеров раз за разом отказываться от самостоятельного ремонта или поиска альтернативного мастера. В 2020 году американские аграрные машиностроители обещали фермерам, что к 2021 году те получат право ремонтировать технику. Но на дворе середина 2023 года, и тем не менее, все еще существуют компании, выступающие против соответствующего законодательства. Яркий пример – американский производитель John Deere, который ведет множество судебных исков.

 

Ряд сельскохозяйственных машиностроителей при этом не заявляют о своих намерениях в таких откровенных выражениях, как John Deere. Куда чаще они говорят о безопасности, о защите окружающей среды, предотвращении незаконных модификаций или изменении механических характеристик. Их несогласие с правом на ремонт записано мелким шрифтом в гарантиях – оно отлично обеспечивается отказом в доступе потребителей к информации и услугам по ремонту.

 

Где существует запрет на ремонт техники и оборудования

 

Уже годы, как в большинстве американских штатов США идут активные непрестанные дебаты вокруг законов о праве на ремонт. Предлагаются новые проекты, так или иначе штаты работают над введением права на ремонт в закон, но увы, многие из предложенных законопроектов не отвечают напрямую интересам фермеров. К сожалению для сельскохозяйственной отрасли, 2/3 поданных на обсуждение проектов до сих пор не касаются именно сельскохозяйственного оборудования и машин – в них речь идет о технологических и электронных устройствах других направлений. Таким образом, даже если конкретный штат принял закон о праве на ремонт, закон этот может не принести фермеру пользы.

 

В Колорадо законопроект в основном продвигали демократы; их коллеги-республиканцы разрывались между сторонниками фермеров, которые просят разрешить самостоятельно ремонтировать свою технику, и производственными предприятиями, которые выступают против этой идеи. За право ремонтировать сельскохозяйственную технику, — от специальных машин, сконструированных для виноградников, до гигантских зерноуборочных комбайнов, которые могут стоить более полумиллиона долларов, — к Колорадо присоединились 10 штатов, включая Флориду, Мэриленд, Миссури, Нью-Джерси, Техас и Вермонт.

 

В Австралии аграрные машиностроители утверждают, что они поддерживают способность клиентов обслуживать, диагностировать и ремонтировать свое оборудование. В реальности же австралийские фермеры столкнулись с той же ситуацией, что и их американские коллеги: их права на ремонт контролируются производителем. В Австралийском фермерском сообществе тоже сформировалось движение R2R.

 

В Канаде уже с 2019 года действует законодательство, защищающее R2R-потребителей. Оно гарантирует, что машиностроители дают доступ к запчастям, инструментам и ремонтным услугам по разумным ценам. Закон, кроме того, требует, чтобы производители техники не отказывали в гарантии техники, ремонтировавшейся независимым специалистом. Как это происходит на самом деле? В некоторых случаях доступ к программному обеспечению и руководствам/инструкциям, действительно, есть, но стоит дорого. Например, копия технического руководства по диагностике комбайнов John Deere моделей 9570 STS, 9670 STS, 9770 STS и 9870 STS в бумажном виде или на компакт-диске стоит 1052,35 доллара США. Руководство по ремонту для тех же моделей, которое продается отдельно, стоит 266,64 долларов США за бумажную копию или копию на компакт-диске и 253,31 доллара США за скачивание. Если производители имеют на ферме более одной линейки оборудования, то придется платить за руководство каждой компании.

 

В Индии Департамент по делам потребителей для разработки правовой основы R2R создал специальный комитет. Этот комитет рассматривает сразу несколько первоочередных сфер: сельскохозяйственная техника и оборудование, мобильные телефоны и планшеты, потребительские товары длительного пользования, автомобили. Министерство финансов намерено заимствовать опыт Швеции по предоставлению налоговых льгот и других финансовых стимулов потребителям для осуществления ремонта, а компаниям-производителям — для увеличения срока службы производимой продукции.

 

Что произошло в Колорадо в апреле 2023 года

 

25 апреля фермеры штата сделали первый шаг в борьбе за ремонт собственной сельскохозяйственной техники благодаря поддержке законодателей. В этот день губернатор Колорадо Джаред Полис подписал Закон о праве потребителей на ремонт аграрных машин.

 

«Этот важный двухпартийный закон сэкономит трудолюбивым фермерам и владельцам ранчо время и деньги на ремонт, а также поддержит процветающую сельскохозяйственную отрасль Колорадо», — написал Полис в социальных сетях после подписания законопроекта.

 

Пока что, как и во многих штатах, владелец сельхозтехники должен обращаться за услугами по диагностике, техническому обслуживанию или ремонту техники к производителю. Законопроект штата Колорадо вступает в силу 1 января 2024 года и требует от производителей предоставлять детали, встроенное программное обеспечение, микропрограммы, инструменты, руководства или другую информацию, необходимую для проведения диагностики, технического обслуживания или ремонта сельскохозяйственной техники владельцем.

 

Законопроект включил сельскохозяйственное оборудование в уже работающие законы о праве потребителей на ремонт. Он защищает фермеров от ненужных расходов или простоев оборудования, но не допускает несанкционированных модификаций, влияющих на безопасность или соответствие требованиям по выбросам. Закон также не допускает «любого поведения, которое могло бы обойти законы об эмиссии, авторском праве, товарных знаках или патентах».

 

Тем временем в России…

 

В России, между тем, тоже существует законодательство, ограничивающее право на ремонт техники – но только в лицензируемых сферах, в частности, в оружейной: пользователь не имеет права ни ремонтировать оружие, ни вносить изменения в его конструктив. На вмешательство в аграрные машины ограничений нет, купить сельхозтехнику и чинить ее можно, не оглядываясь на  законодательные нюансы. При этом в случае поломок многие аграрии предпочитают не ездить в сервисные центры, а чинить комбайны и трактора собственными силами. Одна из причин – высокая цена официального ремонта, у дилера он обходится на 15-20% дороже. Впрочем, собственными силами тоже можно починить далеко не все. Если речь идет о ходовой части, это гораздо проще, но если из строя вышла электроника или гидравлика, понадобится спецобслуживание. Чаще всего, отмечают пользователи техники, ломаются подшипники и узлы, а механизатору, который давно работает с техникой, такой ремонт более чем доступен. В дилерских центрах комментируют, что основная их работа сегодня – пусконаладка и гарантийный ремонт, постгарантийное обслуживание сельхозпроизводители не оформляют: невыгодно. Проще решать каждый факт поломки отдельно, хотя в таком случае, бывает, что приходится неделями ждать нужную запчасть. Продажа бывшей в употреблении техники дилерам по схеме trade-in тоже скорее исключение, чем правило: проще выставить б/у трактор на маркетплейсе или продать соседу.

 

Некоторые хозяйства предпочитают создавать на своей территории ремонтные мастерские, обучать специалистов и закупать запчасти для сельхозтехники на сезон вперед – правда, такой ход могут себе позволить только крупные фермы. Техника ломается не каждый день – и чем мастера будут заниматься в остальное время?

 

К сожалению, в самых форс-мажорных обстоятельствах ремонт техники приходится откладывать вплоть до окончания полевых работ – в таком случае может наступить время для экстренной покупки новой машины, брать трактор в кредит по льготной программе, в частности.

Рекомендуемые товары

Читайте там, где удобно!

Все новости и статьи с нашего сайта, всегда под рукой

tgvk
Сельхозтехника

14 июля 2023

Поделиться в социальных сетях

tg
vk
ok
Хотите поделиться своим опытом или высказать мнение?

Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка

*Обязательные поля
Получайте свежие видео и статьи раз в неделю на свою почту
Легко, удобно, просто: открываем расчетный счет для бизнеса в Россельхозбанке
Удобные сервисы дистанционного банковского обслуживания, льготные программы кредитования, бесплатное открытие, выгодные условия для малого бизнеса и многое другое.
Как начать свой бизнес с нуля
Популярные направления и примеры бизнес-планов

© 2000-2024

Каталог

Избранное

Чаты

Сравнение

Корзина