Углеродная отчётность в сельском хозяйстве: почему аграрии против
11 февраля 2025, 12:42
Россия постепенно внедряет меры по снижению выбросов парниковых газов. В 2025 году Минэкономразвития вновь предложило обязать агросектор отчитываться за свои выбросы, но отрасль выступает против. Разбираемся, в чём суть инициативы и почему она вызывает разногласия
В России под государственное регулирование попадают следующие парниковые газы:
- CO₂ (углекислый газ) – основной газ, отвечающий за парниковый эффект; искусственно он в основном образуется от сжигания разных видов топлива
- CH₄ (метан) выделяется в основном сельскохозяйственными животными и при разложении органики
- N₂O (закись азота) – побочный продукт промышленности и сельского хозяйства от использования удобрений
- Гексафторид серы (SF₆) – синтетический газ, который используется в электроэнергетике и промышленности
- Гидрофторуглероды и перфторуглероды – группы газов, которые используются в качестве хладагентов и при производстве электронике
- Трифторид азота (NF₃) – искусственный газ, который используется для производства полупроводников, дисплеев, солнечных панелей, применяется в химической и топливной промышленности
Для удобства сравнения все выбросы пересчитывают в CO₂-эквивалент – значение, которое показывает, сколько углекислого газа нужно, чтобы создать парниковый эффект такой же силы. Например, метан примерно в 25 раз мощнее CO₂, закись азота – в 298 раз, трифторид азота – в 17 200 раз, а гексафторид серы (SF₆) – в 22 800 раз.
Когда организация рассчитывает свои выбросы, их делят на три охвата (категории):
Прямые выбросы (Охват 1) – выбросы от деятельности самой организации, например, сжигание топлива. Их относительно легко рассчитывать, так как данные берутся из учёта расхода топлива и производственных отчётов.
Косвенные выбросы (Охват 2) связаны с потреблением электроэнергии, тепла, пара, купленных у сторонних поставщиков. Их рассчитать сложнее: нужно умножить приобретённую энергию на специально рассчитанные коэффициенты выбросов.
Прочие косвенные выбросы (Охват 3) возникают в цепочке поставок. Это самый сложный для расчёта охват, потому что он требует данных от всех участников рынка (поставщиков, перевозчиков, потребителей). К тому же некоторые процессы крайне трудно проследить, особенно после продажи продукции. Часто этот охват остаётся добровольным для компаний.
Отчётность по парниковым газам в России

В 2021 году в России приняли ФЗ № 296 «Об ограничении выбросов парниковых газов». Он обязывает предприятия отчитываться о том, сколько парниковых газов они выбрасывают в атмосферу.
Обычно страны вводят обязательную углеродную отчётность постепенно, чтобы не перегрузить бизнес. Сначала требования распространяются только на крупные компании, а в отчётности учитываются лишь прямые выбросы. Затем к регулированию присоединяются средний и малый бизнес, а отчётность усложняется. Так происходит и в России:
- С 1 января 2023 года организации, выбрасывающие в год от 150 000 тонн CO₂-экв., начали ежегодно представлять обязательные отчёты о выбросах
- С 1 января 2025 года порог снизился до 50 000 тонн CO₂-экв. в год; организации с такими объёмами выбросов должны подать первый отчёт за 2024 год до 1 июля 2025 года
До 1 января 2025 года агросектору не нужно было регулировать свои выбросы, даже если они превышали 150 000 тонн СО2-эквивалента. Однако Минэкономразвития (регулирует порядок отчётности, ведёт реестр выбросов парниковых газов и разрабатывает подзаконные акты к № 296-ФЗ) несколько раз поднимало вопрос о включении АПК в список регулируемых организаций. В январе 2025 года этот вопрос снова начали обсуждать.
Мнение аграриев и Минсельхоза
Минсельхоз и отраслевые союзы выступали и продолжают выступать против обязательной углеродной отчётности в агросекторе по ряду причин:
- Высокие затраты на администрирование. Введение отчётности потребует значительных затрат на сбор и обработку данных. Фермеры и агропредприятия вынуждены будут нанимать специалистов или закупать программное обеспечение. По некоторым оценкам, на составление одного отчёта потребуется 1-5 млн рублей.
- Высокая нагрузка на АПК. В последние три года АПК испытывает беспрецедентную нагрузку и вынужден быстро адаптироваться к новым реалиям. Уход с рынка важнейших поставщиков, рост цен на сельхозтехнику и оборудование, поиск новых сортов, удорожание логистики, внедрение всё большего числа государственных информационных систем и прочие сложности уже достаточно сильно давят на агросектор.
- Отсутствие методик. Выбросы от сжигания топлива можно учесть довольно точно, к тому же для этого утверждены специальные методики. Для расчёта выбросов сельхозсектора утверждённых методик в России пока нет.
- Небольшая доля выбросов от АПК. Сельское хозяйство России вносит лишь около 5-6% в общие выбросы парниковых газов страны. Введение отчётности для отрасли с таким небольшим вкладом в выбросы создаст дополнительную нагрузку, но не даст значительного эффекта в борьбе с изменением климата.
- АПК и так «платит» за изменения климата. Быстро меняющийся климат негативно отражается на урожайности сельхозкультур и стабильности сельхозпроизводства. Адаптироваться к изменениям сложно и дорого: требуется пересмотр технологий выращивания, создание и введение в оборот более устойчивых сортов растений, изменение структуры посевов и новые научные разработки. В то же время энергетический сектор, который ответственен почти за 80% выбросов парниковых газов в стране, значительно меньше страдает от последствий изменения климата.
- Рост цен на продовольствие. Дополнительные затраты аграриев приведут к росту цен на сельхозпродукцию. Снижение доступности продовольствия никак не соответствует целям доктрины продовольственной безопасности и общей политике страны.
Дорога вымощена благими намерениями
Как и любые другие законодательные нововведения, внедрение обязательной отчётности по выбросам должно быть целесообразно и своевременно. Пока одно министерство старается всеми доступными способами поддержать сельхозпроизводство в трудной ситуации, другое пытается расширить своё влияние на всё большее количество отраслей. Остаётся надеяться, что ведомства договорятся не торопить события или, как минимум, найдут компромиссный вариант для предоставления углеродной отчётности аграриями.
Комментарии
11 февраля 2025
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка