Что нового в AgroTech на Западе и в России
10 февраля 2022, 12:59
Новые технологии кардинально меняют животноводческий сектор: дроны, искусственный интеллект, биотехнологии и Big Data помогают фермерам отслеживать состояние здоровья стада, предотвращать вспышки заболеваний и оптимизировать питание. В 2020 году агротехнологический саммит Animal AgTech Innovation Summit (США) определил лучшие иностранные агротех-стартапы, среди которых оказались:
- Технология 3D-мониторинга запасов пищи для животных на ферме от канадской IoT-компании BinSentry.
- Робот, который следит за условиями окружающей среды, работой оборудования, здоровьем и благополучием цыплят-бройлеров, от испанской компании Faromatics.
- Ушные GPS-трекеры на солнечных батареях и приложение от американской компании Roper, которые помогают отслеживать местоположение скота на пастбище и определять больных и неблагополучных животных.
- Устройство от американской компании SwineTech, которое анализирует визг поросят, поведение каждой свиноматки и окружающую обстановку. Это помогает защитить выводок от раздавливания и голода.
- Беспроводная IoT-система контроля воды в режиме реального времени от нидерландской компании H2Oalert для молочного и мясного скота. Помогает быстро распознать загрязнение и возможные неисправности в системе водоснабжения.
В России агротехнологии отстают от Запада. Доля ИТ-специалистов от общего количества работников сельскохозяйственного сектора в США, Германии и Великобритании составляет до 4,5%, тогда как в России — всего 2,4%. Тем не менее и среди отечественных разработок есть интересные проекты.
Face ID для скота. Компания СТСХ из Удмуртии представила интеллектуальную систему идентификации коров. Приложение для смартфона будет распознавать животное по рисунку носа: он уникален и не меняется в течение жизни. Разработка поможет оперативно управлять производственными процессами в сельском хозяйстве и может стать первым шагом к созданию общей базы данных коров России.
Роботизированная молочная ферма. Компания R-SEPT создала «робота добровольного доения», который может доить двух коров одновременно, и роботов-манипуляторов для «доильной карусели», которые заменяют до семи доярок. С помощью системы можно увеличить надои на 12–17%. Технология также позволяет контролировать параметры молока и здоровья животного.
Переработка помета в биогаз. Уральская компания ООО «Биоэнергия» разработала технологию WiseSoil, которая ускоряет переработку органических отходов в биогаз.
Цифровые вертикальные фермы. Московская компания «СИТИ-ФЕРМЕР» производит и обслуживает цифровые вертикальные фермы, которые подходят для выращивания птицы. Датчики и контроллеры следят за климатом внутри конструкции и автоматически поддерживают уровень освещения и температуру воздуха.
Трансплантация эмбрионов коров. Компания «ЧебоМилк» внедрила технологии ускоренного воспроизводства крупного рогатого скота методом трансплантации эмбрионов. Проект ускоряет создание стада, помогает совершенствовать его генетический потенциал и снижает стоимость одной нетели на 30–40%.
Как развиваются технологии на российском рынке
Еще в 2017 году Минсельхоз России поддержал инициативу внедрения точного земледелия (метод в сельском хозяйстве, при котором угодья оценивают и обрабатывают не полями, а отдельными участками земли, учитывая неоднородность почвы. — РБК Тренды), беспилотных летательных аппаратов и интернета вещей в российский АПК. С тех пор лишь 5% работающих в аграрном секторе компаний используют современные разработки, и это, как правило, не футуристичные дроны и искусственный интеллект, а более «приземленные» технологии. Например, среди владельцев предприятий стала популярной система «Агросигнал» для мониторинга, контроля и учета сельхозработ, автоматизации отчетности и отслеживания агроопераций.
Кристина Романовская, генеральный директор и собственник сельскохозяйственного предприятия в Тульской области ООО «ПХ «Лазаревское»:
«В рамках цифровизации АПК речь идет об автоматизации элементарного управленческого и оперативного учета в животноводстве и в растениеводстве. Здесь очень много нюансов. Например, тот же 1С нужно адаптировать под нас — это серьезная работа. Мы не можем просто взять и поставить программу, поэтому уже год работаем с разработчиками над ее адаптацией.
Первое, что мы сделали на пути к цифровизации, — модернизировали каналы связи и телекоммуникационное оборудование, построили мини-ЦОД, развернули гибридную серверную инфраструктуру. То есть обеспечили технический минимум. До этого не было ничего.
Мы освоили «Агросигнал»: теперь вся техника оснащена датчиками и учет по растениеводству основывается на данных, которые обрабатываются через агрегатор. В 2021 году с этой технологией мы взяли первую премию на СomNews Awards в номинации «Лучшее цифровое решение в сельском хозяйстве». Сейчас находимся на стадии подписания договора с компанией, которая специализируется на автоматизированном учете и контроле именно в мясопереработке».
Почему мы так отстаем от Запада
По словам СЕО и основателя агротех-стартапа Fermata Валерии Коган, у крупных и мелких предприятий проблемы с технологиями разнятся. У больших производителей часто нет запроса на активное внедрение разработок: в России очень низкая стоимость оплаты труда людей, работающих на ферме, и предприятию проще решать задачи силами новых сотрудников. Для маленьких фермеров технологии достаточно дорогие и требуют инвестиционных бюджетов, которых у них нет.
Инна Гольфанд, партнер российского стратегического консультанта Strategy Partners:
«Выгоды цифровизации не всегда очевидны для российских аграриев и требуют анализа, подбора систем и процессов для автоматизации. Например, не всегда будут востребованы решения, направленные на уменьшение числа сотрудников. Иногда будет выгоднее оставить работников, чем автоматизировать небольшой производственный процесс. Сейчас при глобальной нехватке рабочей силы это становится более актуальным, но все равно нужно проводить расчет экономического эффекта от любого решения.
Также стоит отметить, что есть нехватка квалифицированных сотрудников, способных работать с новыми технологиями. Не везде есть интернет, особенно в сельских местностях, что также ограничивает развитие цифровизации АПК».
Валерия Коган, СЕО и основатель агротех-стартапа Fermata — платформы для мониторинга растений в теплицах в режиме реального времени:
«На раннем этапе существования компании у нас была идея создания сельскохозяйственного робота, и тогда мы общались с местными производителями. Ответная реакция была негативная, но тут сложно понять, дело в отношении фермеров к инновациям или в том, что продукт был слишком сложный. Когда у нас появилась текущая система мониторинга растений по камерам, мы попытались ее показать нескольким российским компаниям. Платить за что-то новое они не хотели, и мы перестали вести эту активность и сосредоточились на западных клиентах.
Мы в конечном итоге пришли к модели подписки, в которой фермер платит и за софт, и за хард. То есть без платежа за оборудование в начале работы — это снижает порог входа. Людям психологически легче начать работать с чем-то прежде неизвестным, если не нужно платить до начала большие деньги».
Кристина Романовская рассказывает про другую проблему с внедрением — в рамках цифровизации АПК нет четких стратегий и технологий. Нет понимания со стороны компаний-разработчиков, для кого создаются эти решения и насколько они реализуемы на местах.
Кристина Романовская:
«Нам нужно бесконтактное взвешивание животных на этапе продажи. Мы разослали запрос нескольким ИТ-организациям — пока все приезжают только с разговорами и никто не предлагает комплексного решения. То есть мы привыкли, что в других отраслях, например в кормлении или ветеринарии, специалисты на основе вводных данных готовят коммерческое предложение. Они убедительны, мы понимаем, какой результат они могут нам дать и сколько это будет стоить. Здесь же мы столкнулись с тем, что ни одна из этих организаций ничего конкретного не может предложить под наш запрос. То есть вроде кто-то чем-то занимается, но это больше похоже на самодеятельность в отрыве от сельского хозяйства».
Где производителям и стартапам искать финансирование
Согласно отчету AgFunder, в 2020 году объем инвестиций в фермерские технологии достиг $7,9 млрд, превысив отметку 2019 года на 41%. В России агротех-стартапы поддерживают венчурные фонды и акселераторы, например «Российская венчурная компания», Skolkovo Ventures, «ТилТех Капитал», Maxfield Capital, Venture Capital и Венчурный фонд Самарской области.
Инна Гольфанд:
«В основном AgroTech в России развивается за счет крупных агрохолдингов. Это связано с тем, что для инновационного развития в агропромышленности нужно планировать стратегию на 5–10 лет вперед. Малые фермы не могут себе позволить долгосрочное планирование в связи с экономической ситуацией. Крупные агрохолдинги активно инвестируют средства в автоматизацию и цифровизацию».
Валерия Коган:
«Средства на первом раунде мы собрали с инвесторами, с которыми у меня был опыт работы на других проектах и хорошие отношения. Сейчас мы готовимся к следующему раунду и общаемся с большим количеством западных фондов, специализирующихся на агротехнологиях, а также с фондами, которые занимаются импакт-инвестированием (инвестиции, которые направлены на положительные изменения в общественно-значимых областях, например в экологии. — РБК Тренды). Наше решение позволяет значительно снизить использование химии на производстве, а также уменьшить отходы. Мы хорошо вписываемся в тренд на экологичность и устойчивое развитие и интересны фондам, которые поддерживают такие проекты. Вообще, на Западе много грантов и технологических, и экологических, которые подходят агротех-проектам. Мы идем по этому пути».
Налоговой поддержки для стартапов в России почти нет. Гранты цифровым проектам выдают Фонд содействия инновациям и РФРИТ. Государственную субсидию или грант на предпринимательство в агросекторе на практике удается получить лишь крупным производствам.
Кристина Романовская:
«Ощутимой поддержки со стороны государства нет. Единственная сейчас ее форма — субсидированные кредиты. Минимальный процент, который нам предлагают, — 3,5%. От этого, наверное, какая-то помощь есть, но на самом деле это капля. Дело в том, что, если я покупаю комбайн, четко понимаю, сколько он стоит, какая у него окупаемость, мощность, как он будет убирать урожай. Если покупаю технологию, я даже не знаю, будет ли какой-то результат. Никто не будет из своего кармана оплачивать эксперименты — это очень затратно. Собственных средств не хватает, чтобы заткнуть какие-то серьезные нужды.
Например, мы посчитали, что на первом этапе нашего проекта по цифровизации нам нужно ₽10 млн. Хорошо — субсидированный кредит ₽10 млн по 3,5%. Но мне еще нужно взять ₽36 млн на приобретение машины для переработки отходов животноводства. Конечно же, в приоритете то, что сейчас принесет прибыль, из чего я потом буду платить людям зарплату. Я же об этом должна думать, поэтому цифровизация уже не на первом месте. Государство в данном вопросе ждет, когда предприниматели сделают все сами, под свою ответственность и собственными расходами. Но оно должно понимать, что АПК дальше вообще не будет развиваться без технологий».
РБК Тренды
Рекомендуемые товары
10 февраля 2022
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка