Российский гостиничный бизнес рапортует о триллионных доходах
18 февраля 2025, 12:08
Российский гостиничный бизнес в 2024 году впервые в истории преодолел рубеж в 1 триллион рублей, достигнув отметки в 1,04 трлн рублей. Росстат зафиксировал впечатляющий рост доходов отрасли на 27% по сравнению с 2023 годом, когда выручка составила 821,6 млрд рублей

Локомотивом роста традиционно выступил Краснодарский край, чьи отели и другие коллективные средства размещения заработали рекордные 221 млрд рублей, на 23% превысив прошлогодний показатель. В пятерку лидеров по доходам также вошли Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Ставропольский край. Примечательно, что Крым, несмотря на все еще действующие ограничения, продемонстрировал впечатляющий скачок выручки на 36%, до 40,5 млрд рублей, восстанавливаясь после падения турпотока в 2022 году.
Росту доходов способствовали как увеличение числа туристов, так и повышение цен на гостиничные услуги. По данным Росстата, количество размещенных лиц выросло на 11% до 85,5 млн человек. В свою очередь, средняя стоимость размещения, по экспертным оценкам, увеличилась на 14-20% в зависимости от региона.
Однако, за внушительными цифрами доходов скрывается неоднозначная ситуация с рентабельностью гостиничного бизнеса. Несмотря на рост выручки, опрошенные РБК эксперты отмечают, что прибыль отелей в 2024 году осталась на уровне прошлого года, а в ряде случаев даже снизилась. Управляющий партнер компании Ivashkevich Hospitality Станислав Ивашкевич подчеркивает, что валовая выручка гостиниц в значительной степени формируется за счет повышения цен, что не всегда означает пропорциональный рост прибыли.
Генеральный директор Cronwell Development Алексей Мусакин констатирует снижение рентабельности отелей в среднем с 25% в 2019 году до 8-12% в 2024 году. По словам экспертов, рост расходов, включая заработную плату персонала (выросшую на 30%), коммунальные платежи, стоимость продуктов и обслуживания инфраструктуры, опережает динамику роста доходов.
Президент Cosmos Hotel Group Александр Биба отмечает, что рост турпотока, безусловно, положительно влияет на загрузку отелей, однако увеличение доходов также обусловлено инфляционными процессами и удорожанием стоимости размещения.
В условиях высоких процентных ставок инвестиции в гостиничный бизнес становятся все более рискованными. Длительные сроки окупаемости, достигающие 18-20 лет, и нестабильная экономическая ситуация делают новые проекты в отрасли менее привлекательными.
Рекомендуемые товары
18 февраля 2025
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка