Вернуться

А у нас субсидий море, а у вас чего такого? Обзор господдержки фермеров в разных странах

30 марта 2023, 09:22

Государственная помощь необходима аграрному сектору любого государства, прежде всего для обеспечения продовольственной безопасности. Локальные субсидии могут влиять на глобальную экономику, вызывая колебания рынка и даже торговые войны

Фермерский бизнес, даже несмотря на государственную помощь, постоянно находится в зоне риска – из-за погодных условий, волатильности цен на продукцию и высоких расходов на дорогостоящее оборудование, ресурсы и рабочую силу. Аграрий имеет дополнительные сложности с сезонностью бизнеса, сталкивается с очевидной временной задержкой между изменениями спроса и предложения. Поэтому правительства стран согласовывают те или иные формы поддержки своему сельскохозяйственному сектору. 

 

Однако сельскохозяйственные субсидии также могут иметь искажающие торговлю последствия. Как пример – правительство ЕС запускает программу поддержки производителей молока. Дешевый продукт насыщает собственный рынок и устремляется на экспорт. Европейское молоко наводняет рынки небогатых стран, чем наносит серьезный ущерб местным пастухам и фермерам, которые не могут снижать цены так сильно. Таких торговых скандалов было немало: канадские субсидии на молочные продукты обрушили молочный рынок США, та же история была с мексиканскими помидорами. Бразилия, Австралия и Гватемала оспаривают субсидирование Индией ее сахарной промышленности.

 

Средний мировой уровень поддержки аграриев, если измерять в процентах от общего дохода фермерского хозяйства, составляет 12%. Южная Корея, Япония, Китай, Индонезия и ЕС оказывают поддержку производителям выше среднего мирового уровня, а Соединенные Штаты, Россия, Канада и Мексика исторически помогают фермерам намного меньше этого среднего уровня. Несмотря на довольно низкую доступность господдержки для среднего российского фермера, он имеет возможность взять кредит на развитие хозяйства по довольно низкой процентной ставке – до 5%, варианты можно подобрать здесь.

 

Новая Зеландия

 

Одна из самых аграрно развитых  стран отменила сельскохозяйственные субсидии в 1980-х годах. Новая Зеландия в настоящее время не поддерживает своих фермеров, лишь ограничивается расходами на исследования и биобезопасность. Вместо дотаций фермерам Новая Зеландия активно развивает высокотехнологичные области, такие как поддержка благополучия животных и агроинновации; акцент идет и на устойчивое земледелие. Сельскохозяйственное производство и торговля свободны от экономического регулирования, и большинство цен соответствуют ценам мирового рынка. Импорт свежей птицы и яиц в страну ограничен по соображениям биобезопасности, поэтому национальный рынок защищен от кризисов и с/х продукция имеет устойчивый спрос..

 

Бразилия

 

Три меры поддержки составляют краеугольный камень поддержки бразильских ферм: контроль рыночных цен, кредитные механизмы и субсидируемое страхование урожая. Правительство гарантирует минимальные цены на ряд сельскохозяйственной продукции и предоставляет льготные процентные кредиты, которые помогают фермерам держать продукцию вне рынка до тех пор, пока цены не будут в их пользу. Несмотря на размеры Бразилии и развитость аграрных отраслей, в целом уровень государственной поддержки здесь низок, но фермеры имеют доступ к субсидируемым схемам страхования, которые компенсируют производителям убытки от стихийных бедствий.

 

Норвегия

 

Фермеры в Норвегии хорошо защищены от рисков. 60% доходов фермерские хозяйства получают благодаря государственной поддержке. При этом целевые цены на ряд продуктов устанавливаются в ходе ежегодных переговоров между правительством и лидерами отрасли. Ввозные пошлины стабильно остаются высокими, тариф на импорт большинства продуктов составляет от 100% до 400%, хотя и снижается в определенные «открытые периоды», когда внутренние цены растут выше заданного порога. Цены на продукцию, полученные норвежскими сельхозпроизводителями, в среднем на 80% выше мировых рыночных. Фермеры получают прямые платежи, включая платежи за единицу площади пашни и голову стада, а также платежи, рассчитываемые на основе количества произведенной продукции. Экспорт субсидируется правительством.

 

Швейцария

 

Швейцарские фермеры также защищены надежной системой высоких импортных тарифов и квот, охватывающих широкий спектр продуктов. Экспортные субсидии на сырьевые сельскохозяйственные товары были отменены в 2010 году. Тем не менее, на государственную поддержку приходится 58% доходов фермерских хозяйств. Правительство возмещает расходы на производство и маркетинг молочных ферм, которые содержат коров, питающихся травой и сеном, а не силосом – молоко от таких коров идет на изготовление национальных сортов сыра. Региональные  выплаты положены фермерам, которые выращивают масличные культуры, бобовые или сахарную свеклу. Прямые платежи поступают аграриям, которые приносят пользу обществу, обеспечивая продовольственную безопасность и высокие стандарты ухода за животными.

 

Соединенные Штаты

 

На протяжении большей части своей истории Соединенные Штаты не субсидировали сельское хозяйство. Страна, в значительной степени основанная фермерами, высоко ценила сельское хозяйство, но было решено, что ни одна отрасль страны не должна облагаться налогом для финансирования другой. Однако благодаря Великой депрессии начала 1900-х годов Гувером был создан Федеральный совет по сельскому хозяйству. Рузвельт поддержал Закон о регулировании сельского хозяйства (AAA), согласно которому фермерам платили, чтобы те не производили продукцию для уменьшения излишков сельхозпродукции. Еще конце 1980-х годов господдержка составляла 21% валового дохода фермерских хозяйств, сегодня эта цифра составляет всего 10,7%, что ниже среднего уровня развитых стран. 

 

Поддержка во многом зависит от рыночных цен. В большей мере она предоставляется, когда цены низкие, в меньшей – когда цены волатильные. Растениеводам выплачивают компенсацию, когда рыночные цены падают ниже согласованного уровня. Аналогичным образом программа покрытия сельскохозяйственных рисков производит платеж, когда доходы фермерских хозяйств падают ниже базового среднего уровня. Производителям доступна субсидированная страховка для защиты от потерь урожайности, снижения доходов от урожая или доходов от всего фермерского хозяйства. Фермеры также имеют доступ к районному страхованию. Существует и кредитная поддержка, она  включает в себя прямые кредиты на покупку сельскохозяйственных угодий и оборудования. 

 

США поддерживает аграриев в кризисных ситуациях. Например, чтобы компенсировать снижение цен и потерю продаж, вызванную американо-китайской торговой войной, правительство США в рамках Программы содействия рынку в 2018-2019 годах выделило фермерам миллиарды долларов. Когда разразился COVID-19, администрация реализовала Программу продовольственной помощи в связи с коронавирусом – чтобы помочь фермерам оставаться на плаву, несмотря на нарушение цепочек поставок. 

 

 

Австралия

 

Фермеры в Австралии в основном рассчитывают на себя: государственная поддержка сельского хозяйства составляет всего 1,3% от доходов фермерских хозяйств. И хотя производители не получают поддержки благодаря регулированию рыночных цен, они имеют налоговые льготы и другие финансовые стимулы для поощрения инвестиций в хозяйство. Постоянной схемы субсидирования фермерских хозяйств не существует, но правительство оказывает поддержку программам исследований и разработок, которые повышают производительность с/х производства. Схемы льготного кредитования также доступны аграриям. Несмотря на то, что Австралия не вводит высокие ввозные пошлины для импорта продовольствия, она строго ограничивает импорт сельскохозяйственной продукции из стран, которые  могут завезти с продукцией вредителей и возбудителей болезней.

 

Филиппины и Индонезия

 

На Филиппинах около 27% доходов аграриев составляют субсидии – за счет высоких импортных сборов. Цены на импортируемую продукцию устанавливаются выше уровня мирового рынка, что позволяет местным производителям запрашивать более высокие цены и по-прежнему оставаться конкурентоспособными. 

 

Индонезия применяет аналогичные механизмы для повышения внутренних цен на основные продукты питания, которые в обеих странах в значительной степени приносят пользу производителям риса. Как Филиппины, так и Индонезия зафиксировали отрицательный уровень поддержки потребителей в рамках этой политики, заставив их платить выше мировых рыночных цен. Сельскохозяйственные субсидии в этих странах носят комплексный характер: это и прямые выплаты, и ценовые гарантии, помощь в создании с/х инфраструктуры и т.п.  

 

Китай

 

Китай начал серьезно субсидировать сельское хозяйство относительно недавно, но делает это весьма активно. Ранее китайское правительство в течение многих лет, напротив, облагало налогом сельское хозяйство в пользу поддержки городского населения. В 2004 году Китай впервые ввел субсидии для защиты сельских рабочих от иностранной конкуренции. Хотя в настоящее время Китай превратился в обрабатывающую экономику, примерно половина рабочей силы по-прежнему занята в сельском хозяйстве и живет намного беднее горожан. 

 

Китайское правительство субсидирует сельских фермеров для предотвращения политической нестабильности, одновременно укрепляя производство конкретных культур, чтобы уменьшить зависимость от иностранной продукции, такой как американская соя. Этот факт вызвал торговую войну Китая с Соединенными Штатами: торговый представитель США пожаловался, что китайские субсидии подрывают бизнес американских производителей, экспортирующих свою продукцию на обширный рынок Китая. Ожидается, что Китай начнет сокращать субсидии, так как расходы на них слишком высоки и не идут на пользу экономике.

 

Япония

 

Сельскохозяйственные субсидии Японии довольно высоки и составляют примерно 41,3%. Около 80% помощи приходится на рыночную ценовую поддержку, искусственное удержание цен на определенном уровне, который достигается в основном за счет контроля ввоза риса, молока и свинины.

 

Япония демонстрирует уникальную структуру аграрного сектора: многие фермеры имеют еще один, стабильный источник дохода, и не особо стараются увеличивать урожаи или внедрять современные практики.  Но они получают те же преимущества и дотации, что и фермеры, занятые исключительно сельским хозяйством. Фермеры с двойной занятостью получают дотации, особо не нуждаясь в них, и не используют средства на современную модификацию хозяйств. Молодым фермерам очень сложно встроиться в эту схему, порог входа высок – земля дорогая, и к тому же потенциальные ниши заняты «двойными» фермерами. Все это приводит к неэффективности производства, снижению уровня продовольственной самообеспеченности страны и недостаточной производительности труда в целом. 

 

Европейский Союз

 

С 2010 года государственная поддержка сельского хозяйства в ЕС стабильна и составляет около 19% в структуре доходов аграриев. Общая сельскохозяйственная политика ЕС (CAP) – самая большая статья бюджета Евросоюза, на нее приходится около 40% годового бюджета. Средства идут на поддержку фермеров, повышение урожайности, удобрения и средства защиты – при одновременном улучшении условий жизни фермеров и повышении устойчивости сельхозземель. CAP обеспечивает три формы защиты: поддержка доходов за счет прямых платежей фермерам, рыночные меры по борьбе с падением цен или спроса и развитие сельских районов.

 

Однако чересчур централизованная система подвержена коррупции, и распределение этих субсидий в некоторых государствах-членах ЕС используется нецелевым образом. Обременительная административная процедура и система также по сути являются заградительными для молодых и мелких фермеров – деньги в основном получают их крупные конкуренты.

 

Индия 

 

Индия – крупнейший в мире аграрный производитель. Индийским фермерам помогают прямые платежи и крупные субсидии на развитие и реконструкцию, создание систем орошения, дотации на электроэнергию и удобрения. Производители в Индии получают поддержку, соответствующую примерно 7,8% от валового дохода фермы, а также поддержку в виде компенсации рыночных цен, это еще  2%. В целом Индия субсидирует сельское хозяйство более чем на 11 миллиардов долларов США в год. Однако местные производители косвенно облагаются налогом из-за ряда сложных внутренних правил и торговой политики, и государственная поддержка лишь частично компенсирует эти расходы. Налоги и прочие расходные статьи фермера составляют в итоге отрицательную величину -14,8%.

 

Смотрите также:

Грант Агростартап в 2023 году даст начало 850 новым проектам

Господдержка февраля: выплаты молодым специалистам, субсидии на технику и развитие села

Господдержка сельского хозяйства в 2023 году

 

Заходите на фермерский маркетплейс , здесь вы сможете найти качественные и свежие деревенские продукты, а также продать излишки производства.

Рекомендуемые товары

Читайте там, где удобно!

Все новости и статьи с нашего сайта, всегда под рукой

tgvk
Господдержка

30 марта 2023

Поделиться в социальных сетях

tg
vk
ok
Хотите поделиться своим опытом или высказать мнение?

Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка

*Обязательные поля
Получайте свежие видео и статьи раз в неделю на свою почту
Легко, удобно, просто: открываем расчетный счет для бизнеса в Россельхозбанке
Удобные сервисы дистанционного банковского обслуживания, льготные программы кредитования, бесплатное открытие, выгодные условия для малого бизнеса и многое другое.
Как начать свой бизнес с нуля
Популярные направления и примеры бизнес-планов

© 2000-2024 АО «Россельхозбанк»

Генеральная лицензия Банка России № 3349 от 12 августа 2015

119034, г. Москва, Гагаринский пер., д.3.

E-mail: office@rshb.ru