Готовим сельхозтехнику к зиме за шесть шагов
25 октября 2023, 12:09
Своевременная подготовка техники и оборудования к зимним морозам может сэкономить вам время в разгар рабочего сезона и сократить расходы на ремонт. О сельхозтехнике куда легче заботиться в межсезонье, когда у вас есть дополнительное время. Какие же шаги нужно предпринять, чтобы зима не нанесла вашим механизмам обидного ущерба?
К долгому зимнему простою нужно готовить многие сельскохозяйственные машины: тракторы, почвообрабатывающую, посевную, уборочную и кормозаготовительную технику, опрыскиватели. Идеально держать сельхозтехнику в ангаре: так вы не будете зависеть от погоды, да и снимать детали, которые при хранении требуют определенного температурного режима, не понадобится. К сожалению, далеко не все хозяйства могут себе позволить ангар для крупных машин; но если сельхозтехнику законсервировать, демонтировать резиновые, пластиковые и тканевые составные элементы (если нужно, и электрооборудование), а отверстия герметизировать, то ее можно держать зимой и на открытой площадке. Впрочем, такой способ подходит преимущественно для регионов с теплой и малоснежной зимой. Если климат у вас сложный, если морозы сильные, то возникают дополнительные затраты на уборку территории и очистку машин от снега. Дождь, снег, сильные ветра осложнят и проведение ТО.
1. Залейте зимнее топливо
Если ваша техника ездит на дизеле, самое время перейти с летнего дизельного топлива на зимнее. Какой класс дизеля выбрать? Руководствуйтесь классификацией для регионов с холодным климатом:
- 0 класс. Температура фильтруемости — не ниже -20°C. Температура помутнения — -10°C.
- 1 класс. Температура фильтруемости — не ниже -26°C. Температура помутнения — -16°C.
- 2 класс. Температура фильтруемости — не ниже -32°C. Температура помутнения — -22°C.
- 3 класс. Температура фильтруемости — не ниже -38°C. Температура помутнения — -28°C.
- 4 класс. Температура фильтруемости — не ниже -44°C. Температура помутнения — -34°C.
Это не проблема, если ваш трактор в поле до первого снега. Сложнее, если трактор стоит без дела с августа или сентября – если в баке остался летний дизель, могут возникнуть проблемы с гелеобразованием в топливе. Летом ездить на зимнем дизеле тоже нецелесообразно: двигатель работать будет хуже, количество выхлопов – больше.
Если в хозяйстве есть техника и оборудование с небольшим бензиновым двигателем, убедитесь, что в ней залита зимняя смесь.
В любом случае, очистите крышку/вентиляционное отверстие топливного бака и проверьте исправность крышки; посмотрите, нет ли в топливе воды или отложений – это первая причина отказов системы впрыска топлива; осмотрите топливный фильтр.
2. Проверьте жидкости
Убедитесь, что охлаждающая жидкость двигателя соответствует предстоящим зимним температурам. Системы охлаждения, включая бачок охлаждающей жидкости и шланги, нужно проверять регулярно. Помните, что охлаждающая жидкость в радиаторе всегда должна быть залита до крышки.
Для небольшого уличного оборудования вам, скорее всего, придется использовать более легкое масло. Сверьтесь с инструкцией на предмет рекомендаций.
Долейте в баки топливо и гидравлическое масло. Конденсат, который образуется при первом весеннем солнышке, может привести к попаданию воды в незаполненные резервуары.
Осмотрите систему фильтрации воздуха на предмет любых отверстий, куда может попадать нефильтрованный воздух, и всегда используйте подходящий сменный фильтр. Загрязненный воздух – частая причина преждевременного отказа двигателя.
3. Зарядите аккумуляторы или отсоедините клеммы
Что касается аккумуляторов, тут есть два варианта. Можно держать их как можно полнее заряженными (хорошая идея, если оборудование может понадобиться зимой), а можно вообще отключить. Если аккумулятор полностью заряжен, и заряд вы поддерживаете, то с большой вероятностью все будет в порядке. Если аккумулятор установлен на оборудовании, которое этой зимой вы часто использовать не собираетесь, снимите клеммы, чтобы не было утечек.
4. DEF/AdBlue тоже требует заботы
Если у вас в топливном прицепе или транспортном контейнере есть жидкость для выхлопной системы дизельного двигателя (готовый водный раствор карбамида – DEF или AdBlue), и, если это оборудование может подвергаться воздействию отрицательных температур, вам необходимо подготовить систему к зиме. DEF замерзает при температуре -11°C и расширяется на 7% – это может привести к повреждению насоса, трубопровода и резервуара, если всю жидкость заранее не удалить.
В жидкость DEF не добавляют присадки, предотвращающие гелеобразование или изменяющие точку замерзания – они могут повлиять на работу жидкости и в итоге повредить компоненты системы доочистки.
Хорошая новость: системы SCR и баки DEF на дизельном оборудовании специально готовить к зиме не нужно. Когда машина выключается, система очищает каналы подачи жидкости, форсунки и насосы, поэтому DEF остается только во встроенном баке. Если жидкость замерзнет, ничего страшного: эти резервуары рассчитаны на расширение. Системы оснащены и нагревателями, поэтому при запуске двигателя замороженный DEF оттает еще до того, как сработает система SCR. Заморозка/разморозка на свойства жидкости для выхлопной системы дизельного двигателя не влияют.
5. Чистота оборудования
Для хорошей мойки, вероятно, уже поздновато, если только у вас нет отапливаемого помещения для мытья сельхозтехники, но обдуть сжатым воздухом, очистить оборудование от растительного мусора и грязи обязательно. Растительные остатки притягивают и удерживают влагу, и если вы оставите их в непосредственной близости от стали, то просто поможете конструкции быстрее ржаветь.
Поддерживайте чистоту – это поможет спасти технику (особенно проводку) в том числе от вредителей. Прямо сейчас уделите время очистке кабины комбайна и убедитесь в чистоте сеялок. Хорошая тщательная очистка перед зимой может сэкономить вам потенциальные затраты на ремонт в будущем.
6. Найдите время для ремонта
Сезон уборки закончился; сейчас очень хочется отгрузить последнюю партию и поставить комбайн в гараж. И все-таки сейчас самое время вернуться и потратить час-два на осмотр машины: определите, что может потребовать некоторого внимания перед следующим сезоном уборки урожая. Проверьте давление в шинах, демонтируйте приводные ремни, комплектующие электросистем.
Под передние и задние мосты тяжелых колесных комбайнов и тракторов подведите подставки, чтобы держать шины в разгруженном состоянии; понизьте давление в шинах до 70% от номинального/рабочего значения и покройте чистую поверхность шин светозащитным составом – так вы лучше сохраните резину.
Осмотрите комбайн, почвообрабатывающее оборудование, сеялки и опрыскиватели. Посмотрите на раму и конструкцию, чтобы увидеть, нет ли трещин в сварных швах, нет ли очевидных поломок. Закрывающие колеса сеялки не выровнены? На почвообрабатывающем оборудовании есть точки износа? Незакрепленные болты? Нужна ли смазка?
Зачем осматривать оборудование именно сейчас? Самое время сделать заметки о том, что потребует внимания в ближайшие три-четыре месяца, до начала новых полевых работ. Воспользуйтесь межсезонной передышкой – подготовьте оборудование к работе.
Читайте другие наши материалы:
- Ты их не видишь, но они есть: запчасти для иностранной сельхозтехники остаются доступны российским фермерам
- Ремонт сельхозтехники своими силами: в России необходимость, на Западе недоступная роскошь
- Топ 11 тракторов для 2023 года
- Техника для No-Till - облегчаем переход к нулевой технологии
Ручной тяжелый труд уже давно соседствует в растениеводстве и животноводстве с электроникой, на нашем маркетплейсе «Свое фермерство» вы сможете найти мини-заводы, оборудование и спецтехнику для фермы.
Рекомендуемые товары
25 октября 2023
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка