Под страхом наступления пустынь: рискованное земледелие в Калмыкии
24 октября 2024, 13:23
Самые острые вопросы для аридных зон нашей страны сегодня – это проблемы нехватки воды, обеднения и деградации почв, потеря плодородия, упрощение агроценозов и пренебрежение севооборотом в погоне за выгодой. Эти тенденции ярко проявляются на засушливых территориях Калмыкии, где в последние десятилетия значительно ухудшилось состояние водного режима земель, почвенного покрова, флоры и фауны
Изменение форм собственности сельскохозяйственных предприятий Калмыкии (как и по всей России), происшедшее в начале 1990-х гг., негативно повлияло на экологическую ситуацию в республике. Ситуация привела к тому, что значительные земельные площади в Калмыкии совершенно не используются и зарастают. Культура земледелия резко упала, аграрии часто пренебрегают агротехническими требованиями возделывания культур и в погоне за выгодой не соблюдают севообороты – этому способствовал ажиотажный спрос последних десятилетий на пшеницу и подсолнечник. Итог – дефляция почв и деградация естественных кормовых угодий. За этим неминуемо следуют потеря плодородия и снижение урожайности сельскохозяйственных культур.
Тем не менее, на землях рискованного земледелия засевают зерно, нарушая тем самым хрупкий баланс экосистемы аридных земель и ухудшая их состояние.
Круглогодичный пастбищный выпас скота на территории Калмыкии – фактор, казалось бы, положительный, но бесконтрольная, нерациональная пастьба скота, увеличение его количества и превышение нагрузки на единицу площади образуют множество очагов опустынивания на всей территории республики. Способствует этому и чрезмерная нагрузка на почву тяжелой сельхозтехники.
В рамках ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 годы» в республике восстанавливали деградированные земли. Например, в 2020 году фитомелиорацией закрепляли пески на площади 7 тыс. га: высаживали джузгун (4244,6 га) и терескен (1550 га), высевали прутняк (1099 га) и житняк (149 га). Сегодня масштабных программ по закреплению песков нет.
Одним из нежелательных последствий такого неразумного отношения к земле стало продвижение пустыни в северные и западные районы Калмыкии. По подсчетам ученых, в течение одного-двух столетий пустыня достигнет границ Ергенинской возвышенности. Хищническое отношение к природе, земледелие там, где его не должно быть, неконтролируемое увеличение численности домашнего скота вблизи сельских населенных пунктов будут способствовать разрушению Ергеней, которые через четыре-пять веков сравняются с нулевой отметкой уровня океана.
Известно, что в республике доминирует индивидуальный сектор, здесь много ЛПХ. В экономически сложные1990–2000-е гг. именно такие хозяйства обеспечили выживание населения региона. В то же время в этих мелкотоварных или практически нетоварных хозяйствах нет средств для усовершенствования технологии растениеводства и животноводства, внесения удобрений; используется тяжёлый примитивный труд. Количественный учет, например, ведется со слов владельца – это приводит к недостоверной информации в сторону занижения численности голов скота. Сверхнормированное поголовье многократно увеличивает допустимую нагрузку на почву. Поэтому вокруг сельских населенных пунктов состояние земель особенно плачевно: увеличивается площадь сбитых почв, песков, падает продуктивность пастбищ.
Нерациональная хозяйственная деятельность вызывает пастбищную дигрессию и опустынивание. Ученые с обеспокоенностью пишут, что при хищническом отношении к природе земля в скором времени превратится в безжизненную пустыню, но сельхозпроизводители в погоне за экономической выгодой нарушают основные принципы рационального использования пастбищ.
Процессы опустынивания
Благоприятные природно-климатические условия для пастбищного животноводства, востребованность калмыцкой породы скота и мясной продукции как внутри России, так и за рубежом, господдержка аграриев способствуют увеличению объемов производства аграрной продукции, исконная для степного края животноводческая отрасль развивается. По численности и продуктивности мясного КРС Республика Калмыкия занимает первое место в России, по МРС – второе, уступая лишь Республике Дагестан. В Стратегии социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2030 г. отмечено: «структура производимой в регионе валовой добавленной стоимости отличается от среднероссийской высокой долей сельского хозяйства, удельный вес которого в Республике Калмыкия (2016 г. — 31,9%) почти в шесть раз превосходит средний показатель по стране».
В Стратегии указано, что 93% земельного фонда республики составляют земли сельхозназначения. Однако оценка этих земель по условиям увлажнения, термическим ресурсам и солнечной радиации показала, что они непригодны для возделывания основных культур. Сложившееся природопользование на территории Калмыкии обусловило сильные антропогенные нагрузки, в результате чего процессом опустынивания охвачено более 2 млн га.
Первая и единственная в Европе пустыня находится на территории калмыцкого заповедника Черные земли (общая площадь его более 3300 тыс. га), она образовалась в результате разрушающего антропогенного воздействия в 1960–1980-е гг. Черные земли были отгонными пастбищами не только для животноводов Калмыкии, но и Ставрополья, Грузии, Дагестана, Астраханской и Ростовской области. На них сначала зимы вплоть до апреля находились бесчисленные стада овец.
Ведущие ученые-географы РАН пишут, что здесь «скачкообразное уменьшение поголовья скота в результате постсоветских кризисов и реформ, а также заметное уменьшение засушливости климата в регионе способствовали восстановлению растительного покрова в антропогенной по своему происхождению пустыне. Истощительные нагрузки на пастбища наблюдаются и ныне, но локально, вблизи населённых мест. Правда, это создаёт предпосылки нового «фронтального» опустынивания».
С начала 1990-х гг. процессам опустынивания на Черных землях уделялось большое внимание, была разработана генеральная схема борьбы с опустыниванием. Однако сельхозпроизводители, не соблюдающие нормы выпаса, многократно увеличивают нагрузку на пастбища и разрушают тем самым защитный почвенный покров. Пустыня надвигается.
Если раньше в Калмыкии отлаженная система ЮЖНИИГИПРОЗЕМа, то сегодня землеустройства нет, и никто не отслеживает, как и по каким причинам ухудшается качество земель. Результатами гипотонических обследований почв, проведенных в 1980-х гг., пользуются до сих пор: новых данных нет.
2020 год запомнился жителям Юга России не только засухой, но и сильной пыльной бурей, бушевавшей два дня (30 сентября и 1 октября). Исследователи С. Шинкаренко и С. Барталев в статье «Последствия пыльных бурь на юге европейской части России в сентябре — октябре 2020 г.», опубликованной в журнале «Современные проблемы дистанционного зондирования Земли из космоса», отмечают причины этой бури:
- атмосферная и почвенная засуха
- чрезмерные пастбищные нагрузки
- нашествие саранчи
- устойчивые восточные и юго-восточные ветры скоростью более 20 м/с
Протяжённость бури превысила 700 км, а площадь — 11 млн га. В результате пылевой шлейф накрыл всю равнинную часть Ставропольского края, север Дагестана, западную половину Калмыкии и южную часть Ростовской области.
Пыльная буря многократно увеличила площади открытых песков и риск необратимого опустынивания данной территории. По мнению волгоградского исследователя А. Судакова, при таких сильных пыльных бурях, которые стали частыми, плодородный слой пашни выдувается на глубину до пяти сантиметров. Огромные массы плодородной почвы переносятся далеко за пределы указанных регионов.
Во время научной командировки 2020 г. в западные районы республики автор этой статьи Людмила Намруева с коллегами-экологами КалмНЦ РАН оказалась в эпицентре пыльной бури. Все дни научной командировки стояла густая пыльная мгла, состоявшая из песчано-пылевых масс, поднятых мощным ветром с деградированных пастбищ юга Калмыкии, севера Дагестана и северо-востока Ставрополья. Воочию наблюдали, как буря препятствует перемещению на улице, проведению важных сельскохозяйственных работ. В последнее десятилетие помимо пыльных бурь участились продолжительные суховеи, которые высушивают почвы, вытягивая мизерный запас влаги из засушливой земли, что угрожает посевам.
По прогнозам, весьма пессимистическим, «глобальное потепление принесёт Нижнему Поволжью куда больше вреда, нежели пользы. Нижневолжские степи со временем превратятся в пустыни». Для аграрной отрасли аридных регионов (а Калмыкия именно такой регион) подобные природные аномалии несут огромные потери. Пыльные бури выдувают богатый гумусом верхний слой почвы, которая теряет свои плодородные качества, истощается, постепенно становясь безжизненной. Происходящие климатические изменения приводят к тому, что территории постепенно становятся всё более засушливыми. При недостаточном финансировании экологических мероприятий лесополосы гибнут, водные источники исчезают, почвозащитные действия минимизируются. В совокупности это усиливает частоту и мощь таких негативных природных явлений как пыльная буря и суховей.
В Докладе министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, сделанном в 2020 г., констатируется: «неблагоприятные климатические условия — сухость, ветреность, сильная жара почвенная засуха из-за отсутствия осадков, высокой температуры воздуха, достигавшей более +40 градусов, порывов ветра, достигавших более 20 м/с, способствовали образованию новых очагов открытых песков, снижению продуктивности скудных по кормоёмкости пастбищ».
Подобные природно-климатические ситуации, которые оцениваются как экологическое бедствие, прогнозируются в ближайшие десятилетия. Катастрофических последствий природных явлений можно избежать, если соблюдать принципы рационального природопользования.
Сложившееся землепользование в Калмыкии значительно ухудшило состояние хрупкой засушливой экосистемы. Чтобы предотвратить дальнейшую деградацию почвенного покрова и бороться с опустыниванием, нужны согласованные усилия всех субъектов хозяйственной деятельности.
Важны совместные действия ученых и политиков по созданию и законодательному оформлению механизма рационального природопользования в аридной зоне.
Такой механизм должен содержать:
- научно обоснованные нормативы землепользования
- систему контроля за деятельностью сельхозпроизводителей
- комплекс мер восстановления плодородия пахотных земель, продуктивности пастбищ, сохранения их биологического разнообразия.
Дефицит воды
Калмыкия – самый засушливый, маловодный российский регион, и дефицит воды здесь ощущается повсеместно и круглый год. Поверхностные водные ресурсы региона совершенно не пригодны для водоснабжения, однако жители используют их для питьевых нужд. Всего 7,4% населения республики обеспечены качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения (тогда как в среднем по России — 85,5%). Дефицит воды – это главный сдерживающий фактор развития народного хозяйства республики, в частности, его аграрной сферы.
По подсчетам исследователей, в среднем сельский житель Калмыкии потребляет для питья и хозяйственных нужд не более восьми литров воды сутки. Для сравнения: уровень среднего потребления по России равняется 300 литрам. Ики-Бурульский групповой водопровод, ставший долгостроем, позволил бы решить водные проблемы сельского населения. Групповой водопровод в республики не то, что не введен в эксплуатацию – он даже не был достроен. В село доставляют воду в основном автотранспортом из крупных населенных пунктов за десятки километров. Подвоз воды — дорогое удовольствие для селян, имеющих скромные бюджеты, он обходится от 400 до 1500 рублей (в ценах весны 2021 г.).
Отсутствие воды сказывается на всех сторонах сельской действительности: селяне не имеют возможности выращивать овощи, зелень в своих огородах, завести скотину в подворье, жить в комфортных условиях. Главная причина в том, что многие села республики не обеспечены водой.
Без воды невозможно вырабатывать качественные корма, необходимые для развития животноводства. В доперестроечный период, когда в сельском хозяйстве работали программы водоснабжения, калмыцкие производители кормов в условиях той же сухой степи обеспечивали люцерной и суданской травой не только республику, но и соседние регионы. Развитие орошения, кормопроизводства позволяет животноводам не зависеть от природно-климатического фактора. Использование поливных устройств на полях, внесение удобрений помогло бы получить достаточные объемы кормов для нужд животноводов. Но у самих фермеров финансовых средств заливать поля, образовывать лиманы не хватит, тем более, в условиях нехватки воды даже для самых первичных нужд.
В республике за последнее десятилетие наблюдается значительное потепление климата, специалисты отмечают повышение более чем на 8°С по сравнению со среднемноголетними значениями. Засуха, наблюдаемая в течение 8 лет, негативно отражается на развитии животноводства, главной здесь отрасли народного хозяйства.
Ученые считают, что переломным этапом в развитии калмыцкого животноводства станет только восстановление исторического опыта землепользования – сочетания пастбищного содержания с организацией высококачественного кормопроизводства, в том числе для откормочных комплексов и площадок.
Заключение
Республика Калмыкия входит в число территорий с неблагоприятными условиями для производства сельхозпродукции. Несмотря на это, стремление увеличить сельскохозяйственные показатели, решить продовольственные вопросы приводит к увеличению антропогенной нагрузки на природную экосистему и деградации почвенного покрова.
Отсутствие научного анализа взаимосвязи между природно-климатическими и социально-экономическими факторами препятствует не только принятию необходимых мер поддержки региона, развитию агропромышленного комплекса республики, но и предупреждению отрицательных последствий различных природных аномалий, своевременному адекватному реагированию на них.
Умное, рациональное использование природных ресурсов позволит сельхозпроизводителям сохранить сельские территории республики и успешно выращивать продукцию, тем самым обеспечивая весомое участие республики в реализации продовольственной безопасности страны.
Статья написана по материалам публикации «Экологическая ситуация в современной Калмыкии: междисциплинарный анализ» Людмилы Намруевой в рецензируемом научном журнале «Новые исследования Тувы» (№2, 2022 год).
Читайте также:
- Я сказал: поеду домой
- Опустынивание: как остановить наступление песков
- Главные признаки деградации пастбища
- Традиционное разведение верблюдов на Верблюжьем острове в Калмыкии
- Как Африка может обратить вспять деградацию земель
- Топ 3 катастроф, произошедших из-за нарушения агроценоза
- Ледники по-индийски: спасаем поля от засухи
Рекомендуемые товары
24 октября 2024
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка