Силачи из мира лошадей: породы тяжеловозов
16 декабря 2024, 12:33
Крупные, мощные лошади выведены специально для перевозки грузов и выполнения тяжелых работ. Несмотря на развитие всеобщей механизации сельского хозяйства, многие породы тяжеловозов сохраняются до наших дней
Тяжеловозные породы – самые молодые породы лошадей. Свое развитие они получили с интенсивным ростом промышленность в городах, когда возникла необходимость перевозить большие объемы грузов.
Тяжеловозные породы можно смело назвать породами универсального назначения. Сочетанием красоты, силы и спокойного доброго нрава они все больше привлекают любителей лошадей. Производительность современного тяжеловоза почти равна производительности небольшого колесного трактора, а стоимость работ в 4-5 раз ниже. Тяжеловозы используются и в продуктивном коневодстве, поскольку обладают высокой молочной и мясной продуктивностью, и как лошади хобби – класса.
Лошади-тяжеловозы хорошо узнаваемы, их основные признаки:
- Крепкая мускулистая шея;
- Широкий, мощный корпус;
- Спина средней длины с хорошо развитой мускулатурой;
- Сильные, сухие ноги;
- Вес — от 800 кг до 1 тонны;
- Высота в холке — от 1,6 м до 2 м.
Такие параметры позволяют этим лошадям с лёгкостью выполнять тяжёлую работу, будь то перевозка грузов или обработка земель.
Российские и советские породы тяжеловозов
В России тяжеловозы издавна были важной частью хозяйства. Впервые отечественные тяжеловозы появились благодаря скрещиванию местных кобыл с европейскими жеребцами, завезенными Петром I. К числу известных российских и советских пород тяжеловозов относятся:
- Битюг – продукт скрещивания местных тамбовских и воронежских крупных кобыл с голландскими и датскими жеребцами. Лошади породы битюг были крупного роста (высота в холке до 178 см), с широкой спиной, но тонкими ногами и мало развитым окороком. Во второй половине XIX века порода стала исчезать. Разводчиком битюгской породы служил лишь Хреновский завод. В настоящее время порода исчезла. Иногда битюгами неправильно называют тяжеловозных лошадей других пород.
- Владимирский тяжеловоз — крупные и выносливые лошади с отличной тягловой силой. Выводить породу начали во второй половине XIX века, когда в Россию стали завозить клейдесдалей, першеронов и шайров. Селекцию проводили путём скрещивания с местными кобылами. Владимирский тяжеловоз был выведен в 1930—1935 годах в племенных совхозах (Гаврилово-Посадский и Юрьев-Польский конные заводы). Официально, порода была зарегистрирована в 1946 году. На данный момент владимирские тяжеловозы в основном используются как хобби-лошади для конных прогулок, для работы в русских тройках, а также в качестве улучшателей для аборигенных лошадей. Сегодня породу поддерживают Гаврилово-Посадский племенной конный завод в Ивановской области и Конный завод «Монастырское подворье» (бывший Юрьев-Польский конный завод).
- Кузнецкая лошадь. Была выведена в Западной Сибири в XVIII веке. Название порода получила от исторического названия местности — Кузнецкой каменноугольной котловины. Переселенцы из черноземной полосы России, двигаясь в Сибирь, приводили лошадей утяжеленного типа. Скрещивание с ними способствовало укрупнению местной лошади. Полутабунное содержание в суровых климатических условиях Сибири выработало тип лошади крепкой конституции, выдающейся выносливости, сохранившей черты сложения местных лошадей. Сегодня порода поддерживается и используется в гужевых и хозяйственных работах, разъездах, туризме, иппотерапии.
- Мезенская порода выведена методом народной селекции на территории современной Архангельской области (в бассейнах рек Мезень и Пинега). Формирование мезенской породы началось в 15–16 вв., когда через морской порт в Холмогорах шла активная торговля со странами Европы. В мезенской породе культивировались способности к резвому гужевому извозу в условиях бездорожья, к работе на лесозаготовках, нетребовательность к кормам и невосприимчивость к гнусу. Лошади мезенской породы отличались небольшой высотой в холке (около 137 см – кобылы, около 147 см – жеребцы), длинным, массивным туловищем на крепких коротких ногах. Современные лошади мезенской породы крупнее, отличаются более мощным костяком.
Центром разведения лошадей мезенской породы считают Мезенский и Лешуконский районы Архангельской области, порода стала брендом Поморья, а соревнования конников на лошадях мезенской породы — это туристический проект в Мезени, которому уже 13 лет.
Однако судьба породы сегодня висит на волоске. Единственная в мире генофондная ферма по разведению лошадей мезенской породы принадлежит рыболовецкому хозяйству «Север» в селе Долгощелье. В РК Север находится наиболее ценное в племенном отношении поголовье «мезенок» — 122 головы, при этом численность всей породы — менее 500 голов. Хозяйство содержит лошадей себе в убыток и обратилось к властям за помощью, писали даже президенту РФ. Особенного результата не добились: до конца 2024 года племенное стадо расформируют, лошадей распределят по другим хозяйствам или выставят на продажу.
- Русский тяжеловоз – небольшая по размерам лошадь, но отличается мощным телосложением, выносливостью и спокойным нравом. Эта порода была выведена в конце XIX века путем скрещивания местных упряжных лошадей с западноевропейскими тяжеловозами. Русские тяжеловозы имеют крепкие ноги, короткую мускулистую шею и широкую спину. Их вес может достигать 800–1000 кг, а рост в холке – около 1,6 м. Сегодня они используются в основном для сельскохозяйственных работ и традиционных конных мероприятий. Разведением и поддержанием породы занимается Вологодский конный завод, а также конный завод «Медведки»( расположен в исторических местах Сусанинского района Костромской области).
- Советский тяжеловоз был выведен в СССР в первой половине XX века на основе бельгийских брабансонов и местных лошадей. Целью селекции стало создание мощной, но подвижной лошади, способной работать в различных климатических условиях. Советские тяжеловозы отличаются массивным телосложением, высоким ростом (до 1,7 м в холке) и весом до 1 тонны. Их особенностью является отличная приспособленность к длительным физическим нагрузкам и хорошая плодовитость. Сегодня порода используется как в сельском хозяйстве, так и для улучшения других линий лошадей. Поддержанием породы сегодня занимается Перевозский Агроплемконезавод в Нижегородской области.
- Тавдинская порода — одна из наименее известных российских тяжеловозных пород, выведенная в условиях Урала и Западной Сибири. Эти лошади обладают средней массивностью и прекрасно адаптированы к суровому климату региона, содержатся на выпасе. В начале нулевых уральская порода лошадей считалась исчезнувшей. Однако благодаря усилиям местных энтузиастов, проверявших на протяжении 10 лет местные хозяйства,выяснилось, что чистокровные уральские лошади все еще существуют. Энтузиасты проехали более 1000 км в поисках этих лошадей, нашли много типичных экземпляров, далеко не только в Тавдинском районе. Найденных лошадей стали использовать для возрождения этой породы, сегодня насчитывается более сотни экземпляров. Работа по восстановлению тавдинской (уральской) породы ведется в ФХ «Заветное» Горноуральского ГО Свердловской области, при поддержке ВНИИ коневодства.
Западноевропейские породы тяжеловозов
В Европе выведение тяжеловозов также началось давно, под влиянием потребностей сельского хозяйства и военных нужд. Многие породы тяжеловозов существуют до сих пор:
- Брабансон (Бельгия) — массивная и мощная порода, известная своей тягловой силой.
- Першерон (Франция) — элегантные тяжеловозы с гармоничным телосложением, популярные в сельском хозяйстве.
- Булонская лошадь (Франция) — выносливая порода, идеально подходящая для тяжёлых работ.
- Бретонская порода (Франция) — отличается компактностью и силой.
- Клейдесдаль (Шотландия) — известен своими широкими копытами и эффектным внешним видом
- Арденская лошадь (Бельгия) — одна из древнейших пород тяжеловозов, известная неприхотливостью.
- Английский тяжеловоз (Шайр или Шайр-Горс) — крупнейшая из всех пород тяжеловозов, с внушительным ростом и весом.
Практическое значение тяжеловозов
До наступления эры механизации тяжеловозы играли ключевую роль в жизни человека. Они широко использовались для перевозки грузов на большие расстояния (ломовой извоз), выполнения тяжелых сельскохозяйственных работ (пахота, транспортировка урожая), для транспортировки на промышленных предприятиях и лесозаготовках.
Сегодня тяжеловозы применяются реже, но продолжают использоваться в некоторых фермерских хозяйствах для традиционных работ. Лошадей этого вида ценят за спокойный нрав, выносливость и неприхотливость. Некоторые породы тяжеловозов также участвуют в культурных мероприятиях, соревнованиях и парадах.
Таким образом, лошади-тяжеловозы — это не просто рабочие животные, но и живая история сельского хозяйства. Каждая порода обладает уникальными характеристиками, которые формировались веками. Несмотря на развитие технологий, тяжеловозы продолжают находить своё место в современном мире, напоминая нам о силе и выносливости этих благородных животных.
Читайте также:
- Ветеринарные правила содержания лошадей
- Как правильно кормить лошадь: руководство для фермеров
- 8 шагов к правильному кормлению дойной кобылы
- Зимнее содержание лошадей: комфорт и здоровье
- Где купить лошадь? Топ 5 аборигенных пород коней, которых покупают на маркетплейсе
- 10 роковых ошибок конезаводчика: из офисного планктона в фермеры
Рекомендуемые товары
16 декабря 2024
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка