Вернуться

Тренды молочного рынка

2 марта 2022, 08:54

Центр изучения молочного рынка организован на основе издательства The DairyNews и занимается аналитикой молочного рынка. Более десяти лет The DairyNews структурирует и анализирует проходящую через него информацию; целью авторов проекта было сделать максимально прозрачным молочный рынок. О продуктах Центра и о тенденциях рынка в эфире «Insight'ы от экспертов» руководителю Центра отраслевой экспертизы РСХБ Андрею Дальнову рассказал Михаил Мищенко, директор Центра изучения молочного рынка.

– Первый главный продукт – это аналитическая карта, которой пользуется весь рынок, – поделился Михаил Мищенко. – Карта находится в открытом доступе, мы постоянно её развиваем – и постоянно она требует новых финансовых и трудовых инвестиций. Это очень трудная работа. Второй и, на мой взгляд, сейчас самый интересный наш продукт – это DIA, индекс цен на сырое молоко. Мы думали автоматизировать эту работу, даже пытались внедрить нейросеть, но единственное, что вынесли из общения со специализированными агентствами, это то, что понадобится не меньше восьми лет, чтобы наладить автоматический забор данных из любых источников и выгрузку их на карту. И тогда мы организовали краудсорсинг. Это было в 2018 году, когда для отрасли настал драматичный момент: цены «обвалились», и заместитель министра сельского хозяйства на селекторном совещании спрашивал, почему это произошло. После этого разговора на сайтах региональных министерств цены пошли вверх, а в реальности продолжили падать. Как раз перед этим мы и запустили краудсорсинг. Идея была простая: чтобы посмотреть настоящую цену на молоко в любом регионе, любой производитель или переработчик должен вести два показателя – своя цена и суточной объём. Этот объём «вливается» в общий объём переработанного молока на территории данного региона, а сам регион «вливается» в общий показатель по России. Таким образом, мы получаем средневзвешенную цену по всем регионам России. Сегодня у нас более 800 участников. Несостыковки с реальными ценами бывают, но показатели очень близки, и чем дальше, тем ближе. Самое главное, что мы видим ценовой тренд. Отмечу, что цены могут смотреть исключительно участники рынка, те, кто продает и покупает молоко.

 

– Употребление молочной продукции последнее время стагнирует на уровне 240 кг на душу населения, – приводит официальные данные Андрей Дальнов. – Возможно, кризис не самое благоприятное время для увеличения потребления достаточно дорогих продуктов. Что можно сделать, чтобы позже, на выходе из кризиса, потребление продолжило расти? У кого должна быть первенствующая роль?

 

– Я не согласен с цифрой в 240 кг на душу населения, как и с этой динамикой, – заметил Михаил Мищенко. –  Росстат считает производство и потребление с учётом личных подсобных хозяйств, когда, условно говоря, сельское население произвело продукцию и само ее потребило. Эти данные проверить невозможно. По некоторым регионам возникает комичная ситуация, когда потребление произведённой в сельских ЛПХ молочной продукции на душу населения превышает производство на душу населения, например в Новой Зеландии. То есть, если верить этим данным, какая-нибудь Саратовская область должна быть крупнейшим мировым экспортёром сырого молока. По нашим подсчётам, сегодня потребление не превышает 170 кг на душу населения в год. Мало того, 2021 год дал серьёзный прирост этого показатели, по нашим оценкам, около 10%. Это связано с пандемией, с тем, что люди заперлись дома, в рамках границ Российской Федерации. Я смотрел статистику ООН и был шокирован: в 2019 году россияне за рубежом потратили 35 миллиардов долларов. В 2020 году количество выездов за рубеж сократилось на 70%: тогда люди перестали выезжать за рубеж и начали открывать для себя просторы нашей родины. Ждём корректирующие данные 2021 и 2022 года: судя по всему, будет сокращение потребления молока.

 

– Как же наращивать потребление молочной продукции в долгосрочной перспективе? – поинтересовался Андрей Дальнов.

 

– Думаю, всё очень просто, – этот прирост даст наличие денег в кошельке. Если деньги есть, человек покупает продукты. Денег нет – он экономит.

 

Михаил Мищенко рассказал и о проблеме выбора потребителями того или иного продукта:

 

–  Мы живём в драматический период изменений. Люди, которые повзрослели до 1990-х годов, имеют отличия в потреблении по сравнению с теми, кто родился в 2000-е. Это разные люди, разная философия жизни, и навязывать молодежи традиционные продукты, тем более, от лица государства, не всегда уместно – можно только давать возможность пробовать, экспериментировать. По этому поводу мы часто спорим, в частности, с НИИ детского питания, который разрабатывает рационы для детей. Все-таки за жизнь и здоровье ребенка отвечают родители, они и кормят ребёнка так, как считают нужным. В вопросе питания необходим комплексный подход – регулировать его с внешней стороны есть смысл, только если родители доверяют ребенка какому-то учебному заведению или другой организации, зависящей от государства.

 

– Если будут расти доходы населения, то, скорее всего, будет расти и потребление. Какие молочные продукты в этом случае могут быть драйверами роста? – спрашивает Андрей Дальнов.

 

– При наличии средств драйверами роста потребления могут быть пищевые продукты, которые имеют в своём составе молоко: например, пицца. Или творог – это очень интересная часть общепита. Сегодня, с учётом трансформации потребления, в первую очередь выходит тема либо готовых продуктов, либо общепита. Поэтому любой переработанный продукт и будет драйвером. Масло, сыр, сухое молоко, сухая сыворотка, пермеаты, изоляты: молоко раскладывается на десятки разных продуктов. Отличный драйвер роста потребления молока – это кофе. Россия производит пять миллионов тонн молока в год, а по нашим оценкам, объём употребления молока с кофе около полутора миллиона тонн, и этот рынок активнейшим образом растёт.

 

– Сыграет ли свою роль вольный выпас коров, если транслировать его через маркировку продукции? Есть ли запрос на такое молоко со стороны потребителя?

 

– Это достаточно тонкая тема, особенно в нашей стране. Выпасать коров в России круглый год не получится: страна большая, продолжительность лета в регионах разная. Кроме того, нужно понимать, что часто при смене сезонов изменяется и состав молока, поскольку животные переходят с одного корма на другой. Если речь идет про крупнотоварное производство и крупную переработку молока, то здесь правила диктуют переработчики. Они хотят молоко стандартного качества и в оговоренном объёме. К тому же, и такого запроса со стороны потребителя нет – он может возникнуть непосредственно со стороны фермеров. В России долгое время боролись с волатильностью рынка, и я считаю, что это была колоссальная ошибка. Возьмем условно некоторый регион – там есть некий объём потребления цельномолочной продукции с неэластичным спросом. Спрос на молоко и молочную продукцию почти не меняется в течение всего года – это продукты ежедневного потребления. Если формировать разные категории цен на молоко, то молоко, которое идёт на производство продуктов ежедневного спроса, автоматически должно быть более качественным, и на это молоко устанавливается самая высокая цена. Производители в этом регионе должны на этот счет между собой договориться, и их покупатели (переработчики) должны понимать, что покупают у поставщиков молоко по самой высокой цене. Как только образуются излишки, возникает второй и третий класс молока – он идёт уже на другие продукты, и цена на него значительно ниже. В итоге мы получаем более высокую цену на цельномолочную продукцию, и низкую цену на сырое молоко, которое идёт на сушку, на масло и на сыр. В итоге суммарно производитель получит больше денег, чем если будет продавать весь объём молока сначала дорого, а потом дёшево. Кроме того, падает цена на концентрированные продукты (сыр, масло, сухое молоко), и они становятся конкурентноспособны с глобальными рынками. Но как ни объясняешь это рынку и чиновникам из Минсельхоза, никому не интересно. В этом вся проблема. Вот в данном случае вопрос выпаса скота актуален. Потому что летом, условно говоря, в Приволжье, где выпас в традиции и его много, люди меняют свой рацион. Летом молоко здесь отлично подходит для сыра. По этой схеме работает вся Швейцария и горная Франция – зимой коров загоняют в коровники, а летом отправляют на альпийские луга. Сыр делают именно из летнего молока. Его много, оно дешёвое, поэтому и сыр получается дешёвым. Но это не запрос потребителя – потребитель просто хочет качественный продукт по низкой цене, – заключает Михаил Мищенко.

 

Читайте также:

Рекомендуемые товары

Читайте там, где удобно!

Все новости и статьи с нашего сайта, всегда под рукой

tgvk

2 марта 2022

Поделиться в социальных сетях

tg
vk
ok
Хотите поделиться своим опытом или высказать мнение?

Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях

Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка

*Обязательные поля
Получайте свежие видео и статьи раз в неделю на свою почту
Легко, удобно, просто: открываем расчетный счет для бизнеса в Россельхозбанке
Удобные сервисы дистанционного банковского обслуживания, льготные программы кредитования, бесплатное открытие, выгодные условия для малого бизнеса и многое другое.
Как начать свой бизнес с нуля
Популярные направления и примеры бизнес-планов

© 2000-2024 АО «Россельхозбанк»

Генеральная лицензия Банка России № 3349 от 12 августа 2015

119034, г. Москва, Гагаринский пер., д.3.

E-mail: office@rshb.ru