COVID-19 открывает фермерам-птицеводам путь к потребителям
11 августа 2021, 09:59
Пандемия смертельно опасного вируса SARS-CoV-2 отразилась на огромном большинстве индустриальных и сельскохозяйственных отраслей. Сказалась она и производстве мяса птицы, как на мировом, так и российском уровне. Национальный союз птицеводов рассказал «Своему фермерству» об основных постпандемийных трендах и вызовах сектора: оказывается, из-за COVID-19 потребители изменили свое поведение: теперь они не только предпочитают готовить дома, но и выбирают фермерскую птицу как более полезную для здоровья. В это же время крупные предприятия взяли курс на экспорт мяса птицы. Теперь на рынке свою нишу смогут занять и небольшие производства.
Производство мяса птицы как в России, так и во всем мире – важнейший сектор мясного рынка. Связано это не только с тем, что доля мяса птицы в мировом производстве мяса составляет около 40%, но и с тем, что именно оно является наиболее доступным источником животного белка. Отрасль динамично растет и развивается, с 2017 года доля мяса птицы на рынке выросла на 4%.
Влияние пандемии на птицеводство
Последние 18 месяцев для мирового птицеводства были непростыми, наполненными многочисленными проблемами. В самый пик распространения COVID-19 рынок мяса птицы оказался дестабилизирован. Виной тому не только разрывы в международной логистике: к резким колебаниям спроса привели ограничения в работе секторов гостиниц и общественного питания – изменились и объемы, и структура потребления.
В России COVID-19 распространился позже, чем в азиатских и западных странах. Это дало производителям и органам власти возможность действовать оперативно и принимать упреждающие решения, поэтому удалось не допустить разрыва цепочек поставок как в обеспечении предприятий сырьем и материалами, так и в части реализации продукции. Возникновение дефицита было предотвращено.
Последствия пандемии
В то же время, российская отрасль производства мяса птицы испытала существенные негативные последствия из-за роста мировых цен на сырье и снижения курса рубля. Все это вызвало значительный рост себестоимости и, как следствие, рост цен на продукцию. Даже сейчас, при текущих уровнях цен, предприятия не полностью компенсировали потери, вызванные опережающим ростом цен на зерно, масличные, упаковку, витамины – да практически на все составляющие себестоимости. Сегодня производители несут дополнительные затраты, выполняя установленные требования по безопасности персонала и производства продукции. Нагрузка эта, безусловно, существенная, но необходимая не только для того, чтобы обеспечить безопасность, но и сохранить стабильность производства социально значимой продукции. Сейчас российское птицеводство полностью обеспечивает потребности населения в безопасной качественной продукции. Недавно у нас начало активно развиваться производство инкубационного яйца. Цель – выйти на полное самообеспечение, гарантирующее стабильность предложения мяса птицы.
Тренд на заботу о здоровье
Новая реальность, возникающая в результате пандемии, несет в себе не только дополнительные риски, но и возможности. Мы наблюдаем сдвиги в поведении потребителей, вызванные изменением режима их работы, характера социального взаимодействия, растущим трендом заботы о здоровье. В этом контексте мы видим, что потребление птицы не снизилось: произошло перераспределение объемов между общепитом и домашним приготовлением. Более того, потребление растет, четко видна тенденция, в том числе в связи с изменением поведения потребителей как в России, так и в мире. Так, например, согласно результатам исследования ожидаемого поведения потребителей в США после пандемии, проведенного с целью определения доли куриного мяса на рынке домашнего приготовления пищи и оценки предстоящих изменений в сфере общественного питания, после 2021 г. 20% работников продолжат работать удаленно дома, а значит, вместо бизнес-ланчей и перекусов на работе возникнет примерно 30 миллионов домашних приемов пищи. После завершения пандемии 91% опрошенных планируют продолжать есть свежее куриное мясо дома, при этом 30% заявили, что будут есть больше курятины, чем до пандемии. Вкус, энергетическая и питательная ценность, простота в приготовлении и заморозке были главными причинами потребления куриного мяса во время пандемии. Польза оказалась главной причиной постпандемического роста его потребления: 42% тех, кто планирует есть больше или столько же курицы после пандемии в сравнении с доковидным периодом, заявили, что «курятина полезнее, чем другой белок».
Еще одно направление, дающее отрасли дополнительные возможности, – это развитие тренда заботы о здоровье: мясо птицы прочно ассоциируется со здоровым и диетическим питанием.
В этой связи мы предполагаем развитие спроса на фермерскую продукцию в постпандемийное время, так как по устоявшемуся мнению потребителей она более полезная и способствует сохранению окружающей среды. Кроме того, можно отметить, что фермерство располагает дополнительным потенциалом на внутреннем рынке. Дело в том, что крупный бизнес нацелен на развитие экспортных поставок, и это освобождает для небольших производств нишу во внутреннем спросе. Однако отметим, что эту нишу сможет занять только безопасная и качественная продукция, произведенная с соблюдением ветеринарной и санитарной безопасности. Дополнительным фактором успеха может стать развитие продаж по каналам e-commerse, которые получили огромный импульс на фоне пандемии. Так, по данным Nielsen, онлайн продажи скоропортящихся продуктов питания в России за год выросли на 120%, в том числе мяса – на 117%.
В целом мы полагаем, что птицеводство уверенно преодолевает кризисные явления, вызванные пандемией COVID-19, и имеет потенциал развития, связанный с возможностями, предоставляемыми новой постпандемийной реальностью.
Текст: Людмила Старостина
Рекомендуемые товары
11 августа 2021
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка