Вернуться

Какие научные исследования в 2024 могут попасть в топ новостей

17 января 2024, 09:45

Результаты научных исследований регулярно попадают в топ мировых новостей, поскольку влияют на все сферы жизни современного человека. Журнал Science подготовил топ научных работ и открытий, о которых в 2024 году будут писать большинство мировых изданий

Эль-Ниньо может продлить рекордную жару

Вызванное явлением Эль-Ниньо потепление восточной части Тихого океана, вероятно, усилится в течение следующих нескольких месяцев. В результате впервые в истории средняя глобальная приземная температура может достигнуть уровня на 1,5°C выше доиндустриального уровня.

Прошедший 2023 год уже признан одним из самых жарких за всю историю наблюдений, в том числе благодаря Эль-Ниньо, которое является частью регулярно меняющегося климата. Температура в январе-ноябре в среднем более чем на 1,4°C превышала доиндустриальный уровень. Это выше, чем можно объяснить одним только ростом выбросов парниковых газов.

Дело в том, что Эль-Ниньо подавил способность океана поглощать тепло. Ученые считают, что в 2024 году Эль-Ниньо усугубит засуху в Амазонии и Австралии. Это повлияет на урожаи многих культур, может привести к их дефициту на мировых рынках, росту цен, изменению логистических цепочек.

Россияне тоже ощутили влияние Эль-Ниньо по росту цен на шоколад: явление привело к засухам, из-за которых в африканских странах случился неурожай какао-бобов.

Гонка за контролем над ИИ

Правительства всего мира в прошлом году объявили об амбициозных планах по усилению контроля над искусственным интеллектом — гонка за регулирование ИИ началась и, вероятно, ускорится в 2024 году.

Так, члены Конгресса США в 2023 году внесли более 150 законопроектов, призванных гарантировать, что ИИ является благом, а не угрозой для экономического развития, здравоохранения, гражданских свобод и национальной обороны. Аналогичные усилия по контролю ИИ предпринимают в Европейском Союзе. В России возьмут под контроль разработчиков искусственного интеллекта, а для самого ИИ в ближайшие два-три года напишут Цифровой кодекс

Комары против вирусов

Ученые работают над возможностью использовать комаров для предотвращения распространения инфекционных болезней, вызываемых вирусами. Например комары, модифицированные для борьбы с лихорадкой денге, уже откладывают яйца в лабораториях Всемирной программы по борьбе с комарами.

Комары Aedes aegypti, разработанные и протестированные некоммерческой организацией World Mosquito Programme (WMP), несут бактерию Wolbachia pipientis, которая блокирует передачу определенных вирусов и передается их потомству при спаривании с дикими насекомыми.

Испытание в Индонезии показало, что этот метод сокращает количество случаев лихорадки денге и связанных с ней госпитализаций. Осенью 2023 года исследователи сообщили, что число случаев лихорадки денге снизилось, как минимум, на 95% в обработанных районах в результате крупнейшего непрерывного выпуска модифицированных комаров в долине Абурра в Колумбии.

Программа выпуска модифицированных в лабораторных условиях комаров для предотвращения распространения лихорадки денге в 2024 году будет расширена. WMP, имеющая проекты в 14 странах, планирует построить в Бразилии крупнейшее в мире предприятие по производству комаров Wolbachia sp.

Ожидается, что Всемирная организация здравоохранения в этом году выпустит официальное руководство по использованию комаров, в результате больше стран будут использовать этот метод борьбы с инфекциями.

Борьба с последствиями COVID-19

Через четыре года после начала пандемии миллионы людей все еще ослаблены синдромом лонг-ковид. Симптомы: усталость, постоянные головные боли и одышка и т.п. На сегодня не существует подтвержденного метода лечения, врачи экспериментируют с различными лекарствами и пищевыми добавками. В 2024 году ученые надеются, что появятся первые результаты клинических испытаний возможных методов и препаратов лечения постковидногоо синдрома.

Некоторые из них нацелены на сам вирус SARS-CoV-2, который может персистировать в организме. Другие – на различные отклонения, выявленные в ходе исследований. Например, подтверждено, что внутривенное введение иммуноглобулина «успокаивает» гиперактивную иммунную систему, а стимуляция блуждающего нерва влияет на вегетативную нервную систему, уменьшая такие симптомы, как аномальная частота сердечных сокращений.

Даже если эти методы лечения не окажутся успешными, ученые надеются, что результаты испытаний прояснят причины, вызывающие постковидный синдром.

Упорядочение массы нейтрино

Два совместных эксперимента – T2K, в котором принимают участие российские ученые, и NOvA, могут показать, как складываются массы частиц нейтрино. Они бывают трех типов, электрон, мюон и тау, и способны трансформироваться друг в друга. Для этого физики должны конкретизировать теоретическую модель нейтрино. На сегодня известно, что два нейтрино имеют почти одинаковую массу, но наука пока не знает, существуют ли два легких нейтрино и один более тяжелый, или наоборот.

Физики, работающие над двумя параллельными экспериментами, изучают нейтрино, отправляя их на сотни километров через Землю к огромным детекторам. В 2024 году они планируют опубликовать совместный анализ, который сможет указать, какая из двух альтернативных теорий верна.

Изучение нейтрино-частиц, свойства которых не описываются Стандартной моделью, даст ученым возможность понять, как и по каким законам работает Вселенная.

Казалось бы, далекие от повседневных задач исследования уже через несколько лет могут определять жизнь практически каждого человека на планете, как это уже происходит с искусственным интеллектом.