Фермеры смогут продавать продукцию через государственные агрегаторы
15 декабря 2023, 15:57
Законопроект, который впервые закрепит понятие фермерской продукции, может быть принят в 2024 году. В проекте закона предложены меры по поддержке малых форм хозяйствования, в том числе реализация продукции через фермерские агрегаторы
По данным Росстата, в 2020 году товарность, т.е. способность производить продукцию для рынка, производства овощей в среднем по всем сельхозорганизациям составляла 83,6%. При этом в КФХ показатель был ниже – 76,1%, а в ЛПХ – 14,9%. Близкая ситуация с товарностью молока. Если средняя составляет 95,9%, то в КФХ только 73,6%, а в ЛПХ – 37,5%.
Получается, что крупные хозяйства реализуют большую долю своей продукции, а в небольших с продажами возникают проблемы. Особенно плохо это для фермерских хозяйств, которые и создаются для производства и реализации продукции, в отличие от личных, где часть или даже вся продукция «уходит» в личное потребление.
Низкая товарность КФХ снижает эффективность господдержки, которую эти хозяйства получают. Произведенная с использованием субсидий, льготных кредитов и других мер поддержки, фермерская продукция встречает препятствия на пути к потребителю.
Исправить ситуацию должен новый закон «О развитии сельского хозяйства». Проект закон был разработан в 2023 году и поддержан Минсельхозом России.
Фермерская продукция – это
Одна из главных новаций законопроекта – первое в действующем законодательстве определение фермерской продукции.
В проекте закона прописано: фермерской считается сельскохозяйственная продукция (включая товары первичной и последующей переработки), которую производят малые и микропредприятия, КФХ, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, а также физические лица, занимающиеся личным подсобным хозяйством.
Законодательное закрепление термина – не просто формальность. Сейчас маркировкой «фермерская продукция» часто пользуются крупные агрохолдинги и компании АПК для привлечения покупателя. Но у таких компаний в принципе больше возможностей и ресурсов для маркетинга и продвижения своей продукции. В том числе ценовых.
В отличие от крупных производителей, небольшое фермерское хозяйство (по статистике КФХ в России – это 2–3 человека) не может снизить цену за счет других доходов или объема производства. Себестоимость продукции у фермеров выше, но и качество продукции почти домашнее. А именно оно востребовано у потребителей.
Важно: введение понятия «фермерская продукция» в законодательство позволит оказывать господдержку непосредственно тем, кто производит эту продукцию.
От грядки до тарелки
Сейчас фермерская продукция, т.е. произведенная КФХ и ЛПХ, непросто, но находит дорогу в тарелку россиян через сельскохозяйственные рынки и ярмарки – сезонные и круглогодичные, потребкооперацию, магазины прямо на фермах, интернет-продажи и ритейл.
Как продавать на ярмарках, а также как «упаковать» фермерский продукт с помощью маркетинговых инструментов, найти подход к ресторатору, и отельеру, создать кафе, магазин и даже гостевой дом на ферме, организовать доставку товаров, заказанных онлайн, мы подробно рассказали в наших статьях.
Исследование Россельхозбанка показало, что спрос на фермерскую продукцию растет также и в сегменте онлайн-торговли. Фермер может продавать товары через универсальные маркетплейсы, бесплатно разместить свою продукцию на маркетплейсе Своё Родное для продажи в розницу или на маркетплейсе Своё Фермерство для продажи оптом. Продвижение товаров и привлечение покупателей площадки берут на себя, например, размещают товары в категориях «Популярные товары» и «Спецпредложения», поднимают в выдаче поиска.
С принятием закона у фермеров появится еще один канал продаж, понятный, прозрачный и доступный. Это агрегаторы фермерской продукции. Основные виды деятельности агрегаторов: закупка продукции у малых предприятий, ее переработка, хранение и сбыт. Работу агрегаторов организуют по единым правилам, которые разработает правительство. Едиными станут и требования к продукции. Это позволит обеспечить качество независимо от региона, где ее произвели.
Агрегаторы будут работать с фермерами по соглашениям о поставках продукции. Формы таких соглашений, а также порядок их заключений пропишут региональные власти.
Проекты по созданию площадок для реализации фермерской продукции уже есть в некоторых регионах. Например, это «Фермерский уголок», который запустили федеральные ритейлеры совместно с Корпорацией МСП. Сейчас он работает в более чем 20 регионах страны. В магазинах торговых сетей выделяется площадь для размещения прилавков с фермерской продукции. На каждом таком островке представлены от 10 до 25 фермерских хозяйств. Региональные агрегаторы фермерской продукции также работают в Тульской, Липецкой областях и некоторых других регионах. Еще одна офлайн площадка организована Россельхозбанком – это «Вкусные пятницы», когда фермеры получают возможность реализовать продукцию во всех отделениях банка.
Важно: когда закон вступит в силу, фермеры смогут продавать свою продукцию по единым правилам.
- Как бороться с оспой птиц у несушек?
- Шмели в теплицах: ключ к богатому урожаю
- Как выбрать идеальный сорт картошки для своего участка
- Самые частые ошибки садоводов
- Почему погрузчик важная составляющая успешного хозяйства?
- Современное оборудование для самостоятельного производства кормов на ферме
- От зерна до овощей: разнообразие натуральных кормов для свиней
- Льготы и субсидии для фермеров: новости ноября
- 10 самых вредных бабочек
- Календарь сельскохозяйственных выставок зимы – весны 2024 года
Россельхозбанк запустил маркетплейс фермерских продуктов «Своё Фермерство», здесь можно заказать мясо, молоко, а также корма для животных и технику от проверенных производителей.
Рекомендуемые товары
15 декабря 2023
Поделиться в социальных сетях
Мы будем рады пригласить вас к нам на эфиры или оформить ваши идеи в форме статьи, новости или поста в социальных сетях
Отправляя заявку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных соответственно требованиям ФЗ «О персональных данных», а также на информирование о продуктах и услугах банка